Как перебороть апатию и поймать птицу счастья

happy

Существует множество видов депрессии, и тем или иным из них болеет каждый четвертый человек на планете. Об особенностях этого распространенного заболевания и способах лечения рассказывает психотерапевт Ричард О’Коннор в книге «Депрессия отменяется» издательства Манн, Иванов, Фербер. Вот что он советует тем, кто еще не погрузился в пучину отчаяния (когда нужна более серьезная медицинская помощь), но уже страдает от апатии, заниженной самооценки и мрачных мыслей:

  • Ставьте реальные цели

Депрессивные, пессимистичные и неуверенные в себе люди избегают целеполагания, пытаясь защититься от разочарований. Они не понимают, что отсутствие целей ведет к совершенно другому набору проблем, который зачастую еще хуже. Стремясь к цели, вы растете над собой, даже если не достигаете ее.

Исследование, в котором сравнивали людей, ставших инвалидами после аварии, с выигравшими в лотерею, показало, что через год после этих событий обе группы вернулись к исходному психологическому состоянию. Если человек был несчастлив до того, как разбогател, он будет несчастлив и с деньгами. Если был радостным и бойким, даже став инвалидом, останется веселым и жизнерадостным.

Однако депрессивные люди не доверяют своей способности адаптироваться к плохим новостям, начинают избегать постановки важных задач и жить без направления. Целью становится просто дожить до очередного дня.

Научные исследования свидетельствуют: простое действие — постановка конкретной цели — может улучшить и ваши ощущения, и вашу производительность. Если вы решили написать книгу, поставьте цель писать X страниц в день, а не просто туманно «писать» по настроению. Так вы сосредоточиваете мысли на том, как прийти к пункту назначения. А приближаясь к цели, вы почувствуете себя намного счастливее.

  • Формируйте у себя правильное отношение к работе

Парадоксальная ситуация: во время работы люди ощущают свои умения и видят перед собой задачи, поэтому считают себя счастливыми, сильными, творческими и удовлетворенными. В свободное время они понимают, что делать особенно нечего, их умения не востребованы, поэтому склонны испытывать грусть, слабость, уныние и неудовлетворенность. Тем не менее они хотят меньше работать и больше времени тратить на отдых.

Большинство из нас привыкли считать работу чем-то навязанным. Даже если мы видим вызов и стимулы, полагаем, что это приносит пользу кому-то еще, а не нам самим, и склонны рассматривать работу как период, вычтенный из времени, отпущенного нам на наслаждение жизнью. Насколько было бы лучше, если бы мы могли изменить восприятие работы и чувствовать, что время, проведенное за делами, — шанс быть счастливым, а не просто дни, вырванные из отведенных лет.

Ваше внимание должно быть сосредоточено на деятельности, поэтому во время работы постарайтесь не отвлекаться на другие стимулы. Глубокая вовлеченность помогает человеку забыть обо всех неприятных сторонах жизни. Внутренний критик умолкает. Мы на время забываем о себе, но после выполнения дела нам становится лучше. Хорошо, когда есть быстрая отдача, которая позволяет отследить успехи и вовремя скорректировать поведение.

  • Если работа все же не доставляет удовольствия

Многие люди застревают на работе, не приносящей никакой радости (учитывая экономический кризис, их будет все больше и больше), но приходится благодарить судьбу, что есть хоть что-то. Если это ваш случай, всегда можно сделать несколько вещей, чтобы работа стала приятнее.

  1. Постарайтесь выкладываться по полной. Работа — арена, где нам дана возможность вносить свой вклад, и само это может стать большим источником счастья. Создавать что-то новое или уникальное, решать сложные проблемы или влиять на будущее — это может придать смысл нашей жизни.
  2. Если работа не дает ничего, кроме средств к существованию, не принимайте ее слишком серьезно. Попытайтесь быть подготовленным и дружелюбным, каждый день находить повод для наслаждения. Добавьте в работу элемент игры. Одновременно прибавьте жизни смысл в часы отдыха: развивайте свои умения, участвуйте в волонтерском движении, научитесь петь или рисовать.
  3. Попробуйте хорошо относиться к коллегам, клиентам, любому человеку, с которым контактируете. Если вы способны сделать их день немного лучше, очень вероятно, что они отплатят взаимностью, когда представится такая возможность. Рабочая обстановка может стать приятнее просто потому, что вы попытаетесь ее изменить.
  4. Тратьте деньги с умом. Если вы ходите на работу только ради денег, используйте их правильно. Не пускайте их на ветер. Экономьте, чтобы купить что-то действительно важное, отвечающее вашим потребностям. В долгосрочной перспективе за деньги можно купить только две хорошие вещи: безопасность и свободу. Поэтому постарайтесь иметь на счету достаточно, чтобы при необходимости уйти.
  5.  Если условия по-настоящему ужасные — работайте над тем, чтобы уволиться до того, как станете несчастным. Держите резюме наготове и отправляйте при любой возможности. Следите за объявлениями и новостями в интернете. Подумайте о переезде. Овладейте другой профессией.
  6.  Если возможно, воспользуйтесь преимуществами новой экономики. Сейчас легче работать на дому, в нестандартное время, планировать целые недели вне рабочего места. Хотя у каждого из этих плюсов есть потенциальные недостатки, все же можно стать начальником самому себе и получить больше времени для семьи и отдыха.
  • Ищите источники гордости и самоуважения

Пересмотрите свой взгляд на достижения, хвалите себя чаще и гордитесь своими успехами, даже если они вам кажутся незначительными. Возможно, выкроить несколько минут на чтение книги вместе с капризным ребенком — это уже крупное достижение не только потому, что сложно найти время, но и потому, что это принесло пользу ребенку.

Независимо от того, любите вы свою работу или нет, важно не забывать, что она приносит много поводов ощутить гордость. Многое вы принимаете как должное, забывая наградить себя похвалой. Не менее важное достижение, чем зарплата, то, что вы встаете и вовремя приходите на работу, находитесь там до конца дня, иногда делаете сложные или неприятные вещи. Это тоже может быть источником самоуважения!

При переходе к обществу, ориентированному на сферу услуг, все большему количеству профессий сопутствует не физический, а эмоциональный стресс. Все должности, где нужно работать с людьми, требуют умения управлять собой, играть определенную роль.

Мы должны делать хорошую мину при плохой игре и контролировать выражение наших истинных чувств. Однако контроль должен исходить из сознательного, продуманного желания сделать работу хорошо, а не из убеждения, что наши чувства неприемлемы сами по себе. Иногда у нас есть все причины быть не в духе, но приходится себя сдерживать. Это профессионализм, и этим можно гордиться!

Вспомните прямо сейчас, за какие недавние достижения вы достойны похвалы. Может быть, вы накормили бездомного котенка, поддержали друга в сложной ситуации или просто-напросто сделали утреннюю зарядку?

  • Определите ваши ключевые ценности

Для того чтобы ваша жизнь стала более осмысленной и счастливой, выполните следующее упражнение:

1. Напишите список из десяти и более пунктов, ради которых, по вашему мнению, стоит жить. Не волнуйтесь — список не должен быть ни идеальным, ни полным, потому что вы еще несколько раз к нему вернетесь. Попытайтесь не думать о «правильных» ценностях: просто запишите, что приходит в голову, без оценок.

Если стать святым не входит в ваши приоритеты, а ходить в хорошие рестораны — входит, не переживайте по этому поводу. Этот список — только для вас. Никто кроме вас его никогда не увидит, и вы заслуживаете самой честной информации, на которую только способны.

2. Отложите его на несколько дней, а затем повторите упражнение. Не заглядывайте в старый список — начните с чистого листа. Исходите из того, что в первый раз вы могли упустить какие-то очевидные вещи — просто потому, что воспринимаете их как должное, или по любой из тысячи других причин. Затем, спустя еще несколько дней, составьте список третий раз.

3. Теперь объедините все три списка. Если какие-то пункты повторяются, вносите их как один, но рядом пометьте, сколько раз они появились. Если вы заметили, что некоторые пункты — просто примеры более крупной идеи (например, танцы и посещение концертов можно считать любовью к музыке), считайте их повторами.

Затем постарайтесь расставить эти пункты в порядке важности для вас. Это будет сложный выбор, но не зацикливайтесь. Не переживайте, если не можете решить, что важнее — позаниматься сексом или вкусно поесть. Тем не менее вы должны быть в состоянии примерно упорядочить все пункты и увидеть, например, что и секс, и хорошая еда для вас важнее, чем гольф. Или наоборот.

4. Болезненная часть упражнения: следующие несколько дней ведите ежедневник — записывайте, чем занимались. Следите, сколько времени вы на самом деле тратите на дела и состояния, отмеченные как высочайшие приоритеты. Если вы одни из многих, будете обескуражены, увидев, сколько времени отнимают дела, которых вообще нет в списке. Вы можете увидеть, что время уходит на необязательные низкоуровневые задачи, например бродить по интернету.

Осознанно посмотрите на то, как проводите время, и постарайтесь повысить его ценность. Планируйте вечера и выходные заранее. Организуйте отпуск с учетом ваших высших приоритетов. Проводите больше времени с друзьями и семьей. Экономьте время на телевидении и интернете. В то же время позвольте себе немного эмоционального бездействия. Если постоянно заниматься приоритетными делами, можно очень быстро себя износить.

Рост и изменения — тяжелый труд. Но жестокая правда в том, что мы либо растем, либо умираем, либо бросаем себе вызов, либо впадаем в стагнацию. Поэтому следуйте этим советам: определяйте цели, ищите способы самореализоваться, действуйте и не забывайте хвалить себя за успехи.

Загрузка ...