Проводы зимы проходят в масленичную неделю, описание каждого дня которой раскрывает множество обычаев этого праздника. Эти 7 дней предшествуют Великому посту. Люди отмечали праздник гуляньями, весельем и блинами. Расписание каждого дня пригодится тем, кто соблюдает славянские традиции.
День первый – Встреча
Масленица начинается с понедельника. Период с этого дня по среду называется Узкой Масленицей, когда разрешается заниматься домашними делами. А с середины недели гулянья приобретают уже массовый характер.
В этот день люди строили ледяные горки. Чем длиннее они получались, тем богаче будет урожай. Принято было качаться на качелях: чем выше, тем быстрее растения пойдут в рост. Выбирали возвышенное место, на которое устанавливали чучело Масленицы (символ уходящей зимы). Его мастерили из соломы и наряжали, стараясь с помощью одежды придать красивый вид. Чучело насаживали на шест и возили на санях по всем улицам, а затем устанавливали на главной площади.
В этот день начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим и помянуть усопших родственников. Кроме этого, принято готовить сладости, ходить в гости, не забывая взять с собой угощение для хозяев. Дети ходили по всем домам, их угощали блинами, а они песнями поздравляли хозяев с праздником. Проводились кулачные бои между мужчинами. Вечером все катались с горок.
Утром родители мужа отпускали невестку к родителям, а вечером приходили сами к ним в гости. Обсуждали, как проведут неделю, где будут отмечать праздник, составляли список гостей.
День второй – Заигрыши
Во вторник было принято ходить в гости, веселиться, устраивать игры и массовые гулянья. Устраивали катания на санях, с горок, проводили различные состязания, ярмарки, пекли блины. На площади разыгрывались спектакли с участием Петрушки, скоморохов и масленичного Деда. Для самых маленьких показывали кукольный театр. Ряженые заходили в каждый дом, показывали сценки и пели песни.
Вечером накрывали пышный стол. Масленица выпадает на дни поста, поэтому мясные блюда не готовились. Их отсутствие компенсировалось обилием сладостей и блинов с различными начинками.
Этот день отождествлялся со сватовством: проводились смотрины невест. Девушки старались нарядиться, чтобы понравиться молодым людям. Юноши приглашали понравившихся девушек и их родителей кататься с ледяных горок. В такой обстановке они знакомились. Если удавалось договориться о помолвке, то свадьбу назначали на Красную горку – праздник, отмечаемый через неделю после Пасхи.
Вторник считался днем проявления симпатии: молодые могли не скрывать своих чувств от окружающих. Супруги, недавно сыгравшие свадьбу, тоже катались в этот день с горок. Считалось, что эта традиция принесет в семью достаток и счастье. Неженатые мужчины становились объектами шуток.
День третий – Лакомка
В среду приступали к поеданию масленичных блюд. Хозяйки пытались продемонстрировать свои кулинарные способности. На стол подавались овсяные, пшеничные, гречневые и другие варианты блинов. К ним подавались мед, сметана, варенье и масло. На торжество на стол выставляли свежесваренное пиво. Теща должна была позвать зятя в гости, тем самым показав ему свое расположение. В дом приглашались и остальные родственники.
Существует традиция и для молодых пар. Они должны одеться в нарядную одежду, кататься в санях и ездить в гости к тем, кто был на их свадьбе.
Открывались уличные ярмарки, на которых можно было купить напитки и сладости: пряники, чай, каленые орехи и др. Этот день был первым днем масленичной недели, когда люди переставали работать и начинали торжество. Устраивались катания на лошадях, потехи, соревнования и конкурсы, после которых все начинали пировать.
Игры и гулянья, в которых участвовало много людей, помогали избавиться от негативных эмоций, накопившихся за зиму, и способствовали разрешению конфликтов. Великий пост человек должен встретить со светлыми намерениями.
Неделя перед постом должна быть наполнена добрыми делами. Принято помогать тем, кто в этом нуждается, заниматься благотворительностью и делать пожертвования.
День четвертый – Разгул
С четверга начиналась Широкая Масленица. Гулянья приобретали еще большие масштабы. Даже те, кто до этого дня не принимал участия в веселье, раскрепощались и присоединялись к остальным. Люди переставали заниматься домашними делами, выходили на улицу, пели песни и частушки. Устраивались различные игры на свежем воздухе, где молодежь показывала свою силу и мастерство. Разводили костер и устраивали прыжки через огонь.
Поджигали колеса от телеги и катали их по улицам, водили медведя, закованного в цепи. Мужчины устраивали кулачные бои, девушки играли в снежки. Если снега много, из него строили крепости. Все мужское население участвовало в обороне и взятии снежных городков.
Молодые люди и дети надевали маски с рожками, брали балалайки и бубенцы, ходили по домам петь коляду. Хозяева должны были угощать их сладостями. Устраивались катания на лошадях вокруг деревни. Ехали по часовой стрелке, “по солнышку”. Этим обрядом старались прогнать зиму и помочь солнцу. Старались одеться как можно ярче и красивее.
Устраивались катания с ледяных гор. Кто дальше всех проедет с горы или напечет больше всех блинов, к тому в этом году придут достаток и счастье. Принято дарить подарки друзьям и родным. При этом читали заговор, чтобы подаренная вещь принесла его обладателю здоровье и долголетие. Гулянья продолжались до позднего вечера, пока совсем не стемнеет.
Одна из традиций этого дня – омовение снегом с целью очищения тела и души. Вместо этого можно было сходить в баню. Девушки вечером читали особый заговор и просили Богородицу послать им хорошего мужа.
День пятый – Тещин вечерок
Пятница считается вторым днем Широкой Масленицы. Зять сам пек блины и приглашал в гости тещу. Он заранее приходил в дом к теще и звал ее либо к праздничному столу, либо только на ужин. В четверг вечером зять получал от матери своей жены все необходимое для приготовления: муку, сковороду, кадушку и половник. Отец жены приносил крупу и масло. Несоблюдение этих традиций могло внести разлад в отношения между двумя поколениями.
С утра он отправлял “позываток” – друзей или соседских детей – сходить к теще. Чем больше людей приходило к дому, тем больше уважения зять ей оказывал. За этой традицией следила вся деревня. Если зять игнорировал этот обычай или забывал о нем, между ним и тещей возникала вражда. Иногда такая ссора могла привести к распаду семьи.
Важную роль в этом действии играл дружка жениха. На него возлагались те же обязанности, что и во время свадьбы. В конце праздника он получал подарок. На протяжении всего дня пелись частушки и песни, устраивались пляски. Зять должен быть продемонстрировать все свои умения, чтобы добиться расположения тещи.
Считалось, что в этот день родители не просто приходили в гости к молодым, а чтобы дать им советы, касающиеся семейной жизни. Теща, получив приглашение, оповещала об этом все село. В гости она приходила не одна, а с подругами.
День шестой – Золовкины посиделки
В субботу молодая супруга приглашает за стол сестер мужа (золовок). К приготовлению блюд женщина должна приложить массу усилий, что угодить гостям. Золовки часто ревностно относятся к женам братьев, поэтому им сложно угодить. Задача этого дня – наладить отношения между родственницами.
Если сестры мужа были не замужем, хозяйка звала в гости своих незамужних подруг. Если сестры замужние, то и подруги замужние. Для каждой родственницы у невестки должен быть припасен подарок. Этот ужин был своеобразным ритуалом, на котором не только золовки, но и просто односельчане приходили к молодой жене в гости и оценивали хозяйку.
Смотрели не только на кулинарные способности, но и на умение находить общий язык с людьми. Смотрели даже на то, каким взглядом жена смотрит на мужа. Если женщина не ленилась в этот день, то она получала признание односельчан, что раньше считалось важным критерием.
В завершение вечера муж выходил на середину комнаты, а жена должна была его прилюдно поцеловать. После этого каждый из присутствующих подходил к молодой хозяйке, целовал ее и благодарил за гостеприимство. Затем гости расходились по домам.
Как и в предыдущие дни праздничной недели, в пятницу продолжаются массовые гулянья: взятие снежных крепостей, катания с горок и др. развлечения. В церкви проводятся службы, люди поминают умерших родственников, посещают кладбища. Блинами кормили даже домашний скот, чтобы животные в хозяйстве не переводились.
День седьмой – Проводы
С утра в воскресенье люди начинали отмечать проводы Масленицы и окончание зимы. Чучело водружали на сани и везли к центру села, следом шли все жители. Иногда в упряжке насчитывалось несколько сот лошадей. Затем символ зимы сжигали, вокруг него водили хороводы, пели песни и запускали салюты. Затем прах Масленицы развеивали на полях.
В этот день принято просить прощение за все. Считается, что можно искупить грех, если произнести слова раскаяния вслух. Не простить извинившегося человека считалось грехом. Даже враждующие люди должны были перестать таить зло друг на друга. Богатые просили прощения у малообеспеченных людей и наоборот.
Прощения просят не только у живых, но и у усопших. До обеда с этой целью ходили на кладбище. Принято ходить в гости и приносить с собой пряники. Люди, имеющие достаток, приходили в дом к небогатым родственникам, молодые супруги – к своим родителям, здоровые – к тем, кто болел. У знакомых просили прощения вечером, а у близких – перед сном.
После обеда в церкви начиналась служба, знаменующая начало Великого поста. Все, что не успевали съесть, либо сжигали вместе с Масленицей, либо выбрасывали. Некоторые делали для себя маленькие чучела и тоже сжигали их. В костер бросали все ненужные вещи, чтобы очиститься от негатива. Считалось, что такой обряд принесет богатство и очистит от грехов.
Современный ритм жизни не позволяет праздновать всю неделю, поэтому Масленица отмечается широкими гуляниями только в воскресенье. До наших дней дошли не все обряды, остались только самые яркие: открытие ярмарок, сжигание чучела, поедание блинов и уличные состязания. Традиции остальных дней уже забыты.