Jlady.ru

Этикет общения: правила хорошего тона для жизни

Содержание:

Умеете ли вы общаться с другими людьми? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: да, конечно! Но зачастую оказывается так, что вы даже не знаете об ошибках, допускаемых вами в общении. Из-за этого могут возникать трудности, недопонимание и, как следствие, эффективность взаимодействия с другими людьми оказывается низкой.

Конечно, правила общения лучше усвоить в детстве, когда человек, как губка, впитывает все нормы из внешней среды. К сожалению, не всегда родители ребенка являются знатоками общественных норм и могут воспитать ребенка правильно. И это печально, ведь воспитанному человеку легче живется в обществе, так как он с легкостью соблюдает правила поведения в любом коллективе. Он производит приятное впечатление на людей, добивается успеха в межличностных связях, а это в современном мире – залог успешной карьеры. Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с правилами общения в различных жизненных ситуациях.

Этикет общения на работе

Как известно, каждая сфера жизни имеет свои особенности – точно так же отличается этикет общения в различных ее аспектах. Правила поведения и взаимодействия людей на рабочем месте имеют огромное значение в профессиональной среде. От них даже может зависеть успех крупных переговоров, не говоря о менее значимых проектах. Кроме того, этикет общения позволяет экономить время и усилия, связанные с обдумыванием своей линии поведения, ведь есть правила, в которых уже давно записано, что нужно делать.

Основные постулаты, на которых должно строиться деловое общение, выглядят примерно так:

  1. Пунктуальность. Нет большего греха для делового человека, чем неумение прийти вовремя на работу или на серьезную встречу. Никто не любит ждать – особенно в сфере бизнеса. Поэтому никогда не опаздывайте на работу и везде, где важна ваша пунктуальность.
  2. Сдержанность. На работе не место эмоциональным всплескам, что иногда особенно трудно принять женщинам. Сами посудите, что было бы, если во время делового взаимодействия сотрудник вдруг начинал бы плакать или кричать на вас из-за собственных проблем. Наверняка вам было бы не по себе.
  3. Вежливость и тактичность. Хорошее отношение к человеку может творить чудеса. Конечно, вы не обязаны любить ваших коллег и клиентов, но демонстрация положительного настроя на общение обычно в разы повышает эффективность вашей трудовой деятельности.

Правила делового общения включают в себя такие вещи, как жесты хорошего тона, искусство правильного рукопожатия, очередность приветствия и т.д. … С чего начинается каждый ваш рабочий день? С встречи с коллегами. Не забудьте поприветствовать всех – достаточно поздороваться один раз за день.

Рукопожатие – это жест, довольно часто встречающийся в деловой жизни современного человека, поэтому им следует владеть в совершенстве. Люди обмениваются рукопожатием при приветствии, знакомстве, поздравлении и в других ситуациях. Первым руку протягивает старший человек младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному. Если здороваются одновременно несколько человек, то не следует допускать ситуации “перекрестных” рукопожатий: в этом случае сначала друг другу протягивают руки женщины, а потом мужчины. Подавать следует правую руку, а левую использовать лишь в исключительных случаях. Жест при этом должен быть решительным и непринужденным. Пожмите поданную руку, обхватив ее всеми пальцами. Рукопожатие может быть осуществлено в перчатках только в том случае, когда они надеты на обоих людях.

Ситуация знакомства в деловых кругах подразумевает обмен визитками, которые должны быть правильно оформлены. Имя, фамилия, название компании, должность и контактные данные владельца карточки должны быть прописаны хорошо читаемым шрифтом. Оборотная сторона визитки должна оставаться чистой – для записей. Если ваша деятельность предполагает контакт с партнерами из-за рубежа, то лучше заказать отдельные визитки на двух языках. Правила обмена визитками противоположны правилам рукопожатий: первым карточку подает мужчина женщине, старший – младшему.

Существует масса иных аспектов делового этикета, достойных рассмотрения. В частности, внешний вид человека должен соответствовать дресс-коду компании или ситуации встречи. Наиболее распространен костюм серого, синего или коричневого цвета. Мужчинам следует носить галстук, а женщинам – колготки, причем в любую погоду. Дорогие и броские украшения не приветствуются. Мужчина должен быть чисто выбрит. Женщинам предписывается носить строгую прическу, распущенные волосы – дурной тон.

Безусловно, все ситуации и аспекты делового общения охватить невозможно. Протокольные вопросы приема бизнес-партнеров, правила общения в условиях делового ужина, классификация приемов, ритуалы, касающиеся употребления алкоголя, манеры руководителя и подчиненного – все эти сферы полны мельчайших нюансов, запомнить которые весьма непросто. Мы рекомендуем вам изучать эти подробности при возникновении подобных ситуаций в вашей профессиональной жизни (практически всегда можно выкроить пятнадцать минут на поиск и чтение информации). А в обычной рабочей жизни пользоваться правилом о том, что во главе угла всегда должно быть уважение к окружающим вас людям.

Этикет общения между мужчиной и женщиной

Чувство любви, возникающее между мужчиной и женщиной, прекрасно и удивительно. Только на его основе возможно построение близких и доверительных отношений между партнерами. К сожалению, в современном мире эти отношения нередко воспринимаются как игра, что обычно приводит к исчезновению уважения друг к другу.

Может показаться, что в любви не должно быть никакого этикета, ведь она стихийна. Но это не совсем соответствует истине. Если воспринимать правила общения как некоторые рамки и ограничения, тогда смысл их существования остается под вопросом. Однако в основе возникновения этикета лежит желание проявить уважение к партнеру и оградить его от негативных эмоций, и в этом случае он отказывается очень даже нужным и полезным.

Мужская и женская роли по своей сути кардинально отличаются друг от друга. Девушка ассоциируется с нежностью, кротостью, мудростью, загадочностью и поддержкой. Мужчинам же свойственны сила, смелость, активность и успешность. На основании этих простых законов развиваются любовные отношения.

Как девушке понять, что отношения между вами развиваются в нужном направлении? Мужчина практически всегда проявляет настойчивость в вопросе общения с женщиной. Он звонит, пишет эсэмэски и всегда сам договаривается о следующей встрече. Бывают, конечно, редкие исключения, когда парень проявляет робость, но она довольно быстро проходит. Если активность постоянно проявляете вы, то это сигнализирует об отсутствии сильной симпатии с его стороны. Мужчины не любят проявлять романтизм и нежность – за исключением тех случаев, когда они влюблены. Именно поэтому наиболее ярким признаком позитивного отношения будут выразительные взгляды в ваш адрес, нежелание заканчивать общение, а также незначительные обиды, если вы ведете себя отстраненно.

Девушка должна поддерживать влюбленность мужчины при помощи всевозможных хитростей и знаков. Искреннее смущение и застенчивость чудесно “оттеняют” женственность. Чтобы показать мужчине свою симпатию, девушка старается выглядеть “на миллион” при каждой встрече. И, конечно, она откликается на все то, что предлагает партнер: с интересом слушает его рассказы, восхищается достижениями и разделяет его негодование по поводу неприятных сторон жизни.

Но все это касается глубинных аспектов ваших отношений. Есть еще и формальные, описывающие внешние манеры и поведение. Помимо непосредственных взаимоотношений, есть еще и разные ситуации, в которых нужно вести себя определенным образом. Итак, как звучат правила хорошего тона для мужчин и женщин?

Этикет общения в обыденной жизни

Помимо культуры общения, касающейся различных ситуаций, есть еще и общие правила хорошего тона, которые уместно применять в обыденной жизни. Типичный день современной женщины включает в себя множество вещей: знакомство и общение с людьми, поход в магазин, поездку в общественном транспорте и т.д. … Очень здорово, если вы знаете, как себя вести в любой ситуации.

Что касается знакомства с новыми людьми, то оно всегда начинается с представления. И здесь действуют все те же основные правила, которые мы описали в части про деловой этикет: первыми представляются мужчины или младшие по возрасту. Ни в коем случае нельзя приводить нового человека в компанию и оставлять его – мол, знакомьтесь сами. Необходимо четко и внятно произвести его имя и фамилию, добавив к ним краткую словесную характеристику, адекватную ситуации. Например: “Маша Иванова, менеджер компании “Солнышко” или “Ира Петрова, главный сноубордист среди моих друзей”.  Если вы хотите произвести приятное впечатление, то общение следует начать с улыбки.

Закономерным продолжением любого знакомства является беседа, и здесь есть свои тонкости. В первую очередь учтите, что есть темы, на которые принято и не принято разговаривать в обществе. К числу светских областей относятся погода, культура, литература, семья, дети, работа, хобби, интересные события и путешествия. За редким исключением не следует говорить о религии, политике, деньгах, болезнях, горе, смерти и конфликтах. Не следует спрашивать у малознакомого человека о его возрасте и занимаемой им должности. Показателем интеллигентности является культура речи: в ваших словах не должно быть грубых острот, “жаргонизмов”, слов-паразитов.

Анекдоты и шутки не должны быть “бородатыми”, пошлыми и оскорбительными. Даже если вам кажется, что собеседник уж очень смешно пошутил, не стоит смеяться во весь голос, ведь сдержанность – показатель воспитанности. Разумеется, нельзя перебивать партнеров по общению, насколько азартной ни была бы беседа. Если же вас настойчиво перебивают, то стоит замолчать и выслушать собеседника – все равно, если говорят оба, никто ничего не услышит. А вообще, самое главное в беседе – это уважение к партнеру и вежливость.

Периодически каждая из нас ходит в гости к своим друзьям, и здесь тоже есть свои правила. Если вас пригласили к кому-то домой, то узнайте, когда удобнее приходить. Разумеется, нельзя опаздывать более чем на пятнадцать минут – в любом случае стоит как можно раньше предупредить об этом хозяев. Но еще хуже, если вы обещали прийти и не пришли. Не принято приходить в гости с пустыми руками – лучше захватить цветы и конфеты к чаю. Во время нахождения у друзей не стоит постоянно поглядывать на часы – это может обидеть; однако и терять чувство времени тоже нельзя. Если у ваших знакомых есть дети, то вы можете взять своих к ним домой – в противном случае этого лучше не делать. Конечно, в гостях следует вести себя аккуратно и опрятно: не пачкать пол грязной обувью, не портить вещи, не курить в некурящей компании и т.д. … Вам всем должно быть легко, приятно и комфортно, ведь это – непременное условие дружеского общения.

Общественный транспорт – это неотъемлемая часть жизни многих из нас. Войдя в метро, маршрутку, трамвай или троллейбус, не останавливайтесь у входа, чтобы не создавать столпотворения. Исключением является ваш выход на следующей остановке. Если вам нужно пробираться к нему из глубины транспорта, то подготовьтесь к этому заранее, за пару остановок. Обязательно уступайте места беременным женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам и пожилым людям. Сумки с плеча следует убирать, для того чтобы не мешать другим.

Нормы поведения за рулем – отдельная тема для разговора. В первую очередь следует соблюдать правила дорожного движения и уважать других автолюбителей – они ничем не хуже вас, поэтому не стоит активно лезть вперед и «подрезать» водителей. А если вас пропустили, то вежливо моргните “аварийкой”.

Мы часто жалуемся на плохое обслуживание, грубость в магазинах и других общественных местах. Но первым делом нужно самой быть вежливой: пропускать выходящих из здания людей, занимать очередь, не пытаясь ее обойти, контролировать громкость своего голоса. Все эти простые вещи способны существенно облегчить нам жизнь, ведь если каждый будет думать о других, то мир станет значительно лучше и приятнее.