Jlady.ru

Психологическая структура личности

“Из чего, из чего, из чего сделаны наши девчонки и мальчишки?” – звучат слова одной известной детской песенки. И именно они применимы к рассказу о том, что такое психологическая структура личности. Многие известные ученые (и не только психологи) ломали свою голову над ответом на вопрос, из чего состоит человек, его личность и характер. Кто-то говорил, что из потребностей, кто-то в качестве такой единицы указывал какую-то черту, и именно поэтому практически у каждого известного психолога есть свои соображения по поводу структуры личности. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию лишь наиболее интересные и применимые в реальной жизни.

Структура личности в трудах З. Фрейда

Отец-основатель психоанализа не мог в своих работах обойти вниманием такую базовую проблему, как психологическая структура личности. Во многом именно от его размышлений на эту тему отталкиваются другие психоаналитические открытия – типы личности, ее развитие и т.д. … Фрейд описывает следующие слагаемые личности:

К частью, Фрейд описывает один механизм, которые способствует частичному удовлетворению наших потаенных желаний. Если мы жаждем чего-то постыдного и антиобщественного, то можно попытаться заменить объект своей потребности на более доступный в рамках социума. Человек постоянно занимается подобными поисками: например, когда он хочет разрушать и убивать, он идет в спортзал или рисует картину. В результате таких компромиссов у нас получается смещать энергию на общественно полезные дела, такие, как работа, творчество, научные достижения и стремление к власти. Этот процесс называется “сублимация”. К сожалению, она не способна полностью снять копящееся в человеке напряжение, поэтому оставшаяся и скопившаяся энергия становится основой для тревоги и неврозов.

Структура личности в трудах К.Г.Юнга

Один из известнейших учеников Фрейда (и в то же время отступник от его теории) Карл Густав Юнг является автором собственной теории структуры личности. Безусловно, на нее оказал сильное влияние классический психоанализ, однако она все равно продолжает оставаться интересной и самобытной, и именно поэтому мы предлагаем ее вашему вниманию.

Структура личности по Юнгу включает в себя следующие уровни:

  1. Сознание
  2. Индивидуальное бессознательное
  3. Коллективное бессознательное

“Сознание”. Оно включает в себя два архетипа – “Персона” и “Эго”. Персона – это наиболее поверхностный слой. Он включает в себе маски, которые мы “носим” в обществе, социальные роли, которые мы играем для других людей. Особое значение на этом уровне придается символам одежды, каких-либо видов занятий (компьютер, портфель, инструменты) или статуса, занимаемого нами в обществе (кандидатская степень, дизайнерские аксессуары, машина). Все эти символы могут находить свое проявление в наших снах. Например, человеку, обладающему “сильной персоной” может сниться сон, в котором он покрыт десятью слоями одежды. Еще более важную роль в жизни человека играет “Эго”. Оно, по сути, и есть наше сознание, возникающее благодаря полученному нами опыту. “Эго” создает ощущение связности и непрерывности течения мыслей, действий и эмоций.

Коллективное бессознательное – это ключевое понятие в теории Юнга. Оно имеет врожденный характер: это следы жизни и памяти наших предков. Несмотря на то, что коллективное бессознательное – это наследство ото всего человечества, оно проявляется в психике каждого конкретного человека в виде архетипов. Архетип – это свойственный всем людям и врожденный психический образ или структура, которая распознается в человеческом опыте. Юнг сравнивает его с руслом реки, в котором отсутствует вода.

По сути, это заданная нашими предками форма для мышления, отпечаток коллективного опыта. Архетипы находят свое проявление в сновидениях, в творчестве, в деятельности человека. Они могут явиться в виде каких-то образов, в которых наши предки пытались передать то, что с ними было (герои мифов, народного творчества, сказок и фольклора, какие-то традиции и обряды) или в виде каких-то конкретных символов (буддийское колесо жизни, уроборос – змея, кусающая себя за хвост, крест и т.д. …)

Индивидуальное бессознательное. В него входят несколько архетипов: “Самость”, “Анима и Анимус”, “Тень”. Тень – это все то, что человек считает в себе аморальным, мерзким и неприятным. Она является центром индивидуального бессознательного. В отличие от идей Фрейда, у Юнга “Тень” – это не просто набор разрозненных и вытесненных инстинктов, а что-то целостное – “плохое Я”. Оно часто является к нам в наших снах в образе кого-то опасного, темного или враждебного. Очень важно признавать ее присутствие: “Тень” является частью личностью и подчеркивает двойственную природу человека и разнообразие присутствующих в нем черт. Например, мы можем быть добрыми и злыми, храбрыми и робкими. Отталкивая “Тень”, мы порождаем у себя внутренние конфликты.

“Анимус” у женщин и “Анима” у мужчин – это совокупность всех нежелательных представлений о себе как о мужчине и о женщине соответственно, которые были вытеснены из сознания. Что-то вроде “в каждом мужчине есть немного женского, и наоборот”. Большинство людей стесняются или отвергают в себе черты противоположного пола. Родители во многом определяют становление “Анимы” и “Анимуса”, а те, в свою очередь, влияют на выбор романтических партнеров.

“Самость” является центром индивидуального бессознательного. Она символизирует порядок и целостность сознательного и бессознательного существования человека, объединяет их. В отличие от Фрейда, Юнг считал, что бессознательное и сознание не борются, а, наоборот, дополняют друг друга. Это как принцип “инь и янь” – гармония, примирение полярностей и динамическое равновесие. Главная цель в жизни человека – это развитие его “самости”; однако, к сожалению, у многих людей она настолько не развита, что они даже не подозревают о ее существовании и считают сознание центром своей личности. “Самость” реализуется лишь тогда, когда в душу человека приходит гармония, а это редко случается раньше среднего возраста. Развитие “самости” не означает конец для “Эго”: оно все так же остается центром сознания, но при этом соединяется с “самостью”. В этом есть суть процесса самореализации. В качестве символа самости Юнг описывал точку или круг. Согласитесь, в образах культуры их очень много: блины, солнце, планеты и т.д. …

Причину различных личностных проблем Юнг видел в нарушении равновесия между сознательным и бессознательным. Например, человек считает себя белым и пушистым и полностью отказывается принимать тот факт, что у его личности есть темные стороны. Однако “Тень” все равно прорывается наружу, и когда он с этим сталкивается, то ему становится очень плохо, грустно и тяжело.

Структура личности в трудах гуманистов

Кроме психоаналитического направления, социально-психологическая структура личности описывалась также гуманистическими психологами. Они считали каждого человека уникальным и неповторимым, однако какие-то общие рамки имеют место быть. Наиболее известными и легкими для восприятия являются работы двух авторов – Абрахама Маслоу и Гордона Олпорта.

Маслоу считал, что человек – это его потребности, и его психологическая структура личности включала в себя пять уровней. Первые два уровня – это низшие потребности: человек может удовлетворить их и на какое-то время забыть о них. Остальные уровни – это потребности высшие: человек, с точки зрения Маслоу, не может начать удовлетворять их, пока не реализуются низшие, и при этом их полное удовлетворение невозможно (сами посудите, если есть у вас потребность в любви, она практически неисчерпаема, ведь не бывает, что вас полюбили-полюбили, и вам хватило!). Итак, какие же потребности описывает Маслоу?

  1. Физиологические потребности. Это потребности нашего организма как биологического существа. К ним относятся потребность в еде, воде, воздухе, сне, сексе т.д. Эти потребности относятся к базовым и необходимым просто для поддержания человеческого существования.
  2. Потребность в безопасности и комфорте. К ней относятся потребность в одежде, в теплом и комфортном доме, в деньгах, которые огородят вас от сложностей, в наличии крепкой входной двери, в стабильности и порядке в государстве. Некоторые люди манипулируют другими при помощи этих потребностей: например, если создать человеку какую-нибудь угрозу (даже мнимую) для жизни и здоровья, он не будет думать ни о чем другом, и его можно заставить делать то, что он не стал бы делать будучи абсолютно довольным и свободным.
  3. Потребность в любви и принадлежности. Всем нам важно чувствовать себя нужными другим людям. Мы хотим, чтобы в нас нуждались, любили и симпатизировали нам. Именно из-за этой потребности мы стремимся выйти замуж, завести семью и родить ребенка – тогда мы становимся частью чего-то большего.
  4. Потребность в престиже. Это потребность в уважении, самоуважении, признании и определенном социальном статусе. Из-за них мы стремимся покупать дорогие и брэндовые вещи, пытаемся занять высокий пост, отдаем ребенка в элитную школу и делаем другие престижные и одобряемые обществом вещи. Нам очень важно, чтобы нас хвалили и уважали, причем не только окружающие, но и мы сами.
  5. Духовные потребности. К ним относятся потребность в познании и развитии, интерес к новому, потребность в красоте и гармонии, стремление реализовать себя и тяга к достижению все новых и новых целей. Духовные потребности – это самое лучшее и высшее, что есть в человеке. Благодаря им мы творим и реализуем свои способности в тех видах деятельности, к которым испытываем склонность и интерес.

Действительно, Маслоу создал красивую и стройную теорию, однако возникает вопрос: а как быть с примерами, которые выбиваются из нее? Например, голодный художник: он способен практически ничего не есть месяцами – главное, чтобы у него были его любимые краски и мольберт. А парень, спасающий любимую девушку? Таких примеров масса, и они все подтверждают то, что для самореализации или любви вовсе обязательно быть сытым и в комфорте (иначе мы бы все были одинокими).

Еще один известный гуманистически ориентированный психолог Г.Олпорт предлагает свою структуру личности. Он уделял много внимания соотношению общего и индивидуального в человеке, и, в соответствии с этим, описывал общие и личностные черты. Общие черты – это признаки, которыми обладают все люди, но в разной степени (например, интеллект – все люди им обладают, но его уровень у всех разный). Личностные черты – это индивидуальные особенности поведения, которые делают человека уникальным и составляют целостную картину его поведения. Они устойчиво повторяются у данной конкретной личности, но практически отсутствуют у человечества в целом.

Личностные черты – это не какие-то слова, это реальные факты, которые действительно проявляются в поведении человека. И они не просто проявляются – они его определяют. Личностные черты связаны между собой – не существует четких границ между ними. Скорее, каждая личность представляет из себя набор перекрывающих друг друга свойств и характеристик. Нельзя забывать о том, что черта личности – это не синоним моральной или общественной оценки (хотя к каждой черте у нас свое отношение; например, доброта одобряется, а вспыльчивость порицается). Олпорт разделил все личностные черты на следующие группы:

Олпорт также провел очень важную и интересную работу: он описал признаки психологически зрелой личности. Некоторые из них поражают своей простотой, другие же заставляют задуматься о том, кто ты есть на самом деле. В любом случае, вам наверняка интересно узнать, являетесь ли вы зрелой личностью или пока еще нет?

Зрелая личность самобытна. Такой человек искренен по отношению к другим и к себе: он не пытается играть роль кого-то другого, а предпочитает быть самим собой. Он разрешает себе чего-то не знать и не изображает симпатию к тому, кого на самом деле презирает. Короче говоря, в своей жизни он не носит чужих масок, а пытается прожить свою собственную жизнь.

Зрелая личность принимает свои собственные чувства. Это означает не то, что вы откровенны с другими (хотя это тоже важно), но и искренность с самим собой. Вы не говорите себе: “Я радуюсь этому дурацкому фотоальбому”, хотя на самом деле испытываете злость и раздражение. Очень часто такому неприятию своих эмоций способствуют окружающие, например, родители, говорящие дочери: “Не плачь! Ну сколько можно?!” И мы “зажимаемся” от этого. Но психологически зрелый человек не будет бегать от своих чувств – он проживает их и приобретает новый опыт. Только так можно по-настоящему строить свою жизнь и выбирать свой путь.

Зрелый человек постоянно стремится как можно лучше познать себя и узнать о себе как можно больше нового. Чем больше человек знает о себе, тем лучше он понимает других, и наоборот. Это увеличивает возможность выбора в вашей жизни. Очень важно реалистично воспринимать себя – тогда в вашей жизни будет меньше стресса и потрясений.

Зрелая личность должна знать о себе то, кем она может стать, кем является сейчас, чего хочет от жизни, что для нее на самом деле важно в жизни, а что – не очень. Такой человек постоянно пытается найти ответ на задаваемые жизнью вопросы и проверяет на прочность свои ценности, убеждения и опыт. У зрелого человека есть свое собственное мнение, которое не является простым отражением позиций других людей. Он действительно обладает определенной силой личности.

Зрелый человек должен уметь выдерживать состояние неопределенности. Многие люди, находясь в подобных ситуациях, чувствуют себя неуютно. Но из-за того, что одним из шагов к личностной зрелости является “прощание” человека с тем, что стало для него привычным, и “захват новых территорий”, то одной из первых необходимостей является уверенность в себе в ситуации неопределенности. Ведь, по большому счету, мы никогда не знаем, что день грядущий нам готовит, соответственно, мы всегда пребываем с некоторой неясностью относительно собственного будущего. Опора и надежда на себя, уверенность в собственных силах и интуиции, чувство, что все делаешь правильно – это все способно помочь нам выстоять и пережить напряжение, создаваемое неопределенностью.

Зрелая личность несет ответственность за свою жизнь. Многие люди склонны приписывать вину за происходящее с ними обстоятельствам, но это довольно-таки незрелая позиция. Понимание своей ответственности способствует понимаю и принятию критики, осуществлению сознательного выбора, а именно так достигается подлинное удовлетворение своей жизнью. При этом зрелая личность не страдает перфекционизмом: она ставит перед собой цели, но понимает, что никто не идеален и не всемогущ.

Личностно зрелый человек, как и все мы, оценивает других людей – их действия, черты характера, эмоции и мысли, однако он не осуждает их и не наклеивает на них ярлыки. Он старается избавиться от стереотипов в общении. Зрелая личность понимает всю опасность открытых и близких отношений, но все равно пытается их построить. Он не испытывает особых страхов на этот счет. Зрелый человек также способен с сочувствием и пониманием относиться к другим людям. Данная способность варьируется у него в диапазоне от легкого эмоционального отклика до глубокого погружения во внутренний мир партнера по общению. Для него это становится возможным благодаря повышенному вниманию к еле заметным сигналам об эмоциях, которые посылает партнер и его тело.

Структура личности в работах отечественных психологов

Что мы все про Запад да про Запад! В конце концов, у нашей психологии немало наработок и идей в этой области. Психологическая структура личности описывалась в работах многих выдающихся отечественных ученых. К сожалению, их имена не так известны широкой публике как, например, имена Фрейда, Юнга и Маслоу. Но их идеи во многом настолько же интересны, поэтому мы и предлагаем вам ознакомиться с ними.

Наиболее развернутой и всеобъемлющей является психологическая структура личности, предложенная Константином Константиновичем Платоновым. Он сгруппировал психологические черты и описал четыре уровня структуры личности и два дополнительных, которые их пронизывают.

Первый уровень – это направленность личности. В нее входят убеждения, идеалы, мировоззрение, интересы и склонности, личностные установки, желания и влечения, отношение человека к чему-либо. В этой сфере почти нет ничего врожденного – все это приобретается и взращивается личностью в процессе накопления жизненного опыта. Именно поэтому как-либо влиять на этот уровень можно лишь воспитанием. Согласитесь, жизненные установки интеллигента и человека, выросшего в семье алкоголиков, будут довольно-таки разными.

Второй уровень – это опыт личности. Он включает в себя различные знания, умения, навыки и привычки. Очевидно, что здесь по-прежнему высоко влияние окружающей среды и жизненного опыта человека, однако роль биологического фактора несколько больше, чем в предыдущем случае. Для того чтобы развивать свои знания, умения и навыки, необходимо обучаться и тянуться к различной информации.

Третий уровень – это особенности психических процессов. Это наши воля, чувства и эмоции, стиль мышления, восприятия и характеристики памяти. На этот уровень все больше и больше влияют врожденные и биологические особенности организма, например, гены и наследственность. Уровень развития всех этих процессов изменяется при помощи различных упражнений: мнемотехника, логические задачки и т.д. …

Последний уровень – это биологические характеристики психики. Сюда относятся темперамент, половые и возрастные свойства нервной системы. Некоторые вещи поддаются тренировке, однако ее возможности ограничены. Например, если человек родился с темпераментом холерика, то он с ним и умрет, однако он может попытаться как-то сдерживать перепады настроения и импульсивность.

Все это пронизывается способностями человека и чертами его характера. Например, интеллект как способность обосновывается на всех уровнях психологической структуры личности: он и установки с убеждениями определяет, и жизненный опыт, и влияет на мышление с восприятием, и, конечно, очень зависит от темперамента и особенностей деятельности нервной системы. Точно также с чертами характеры: никто не будет спорить, что злобность проявляется на всех четырех уровнях.

Нельзя обойти стороной и способности в психологической структуре личности. Их изучению посвящены работы Голубевой Эры (особенно приятно упомянуть в статье из женского журнала выдающуюся женщину-психолога!). Она говорит о том, что центральными для человека являются четыре сферы: характер, способности, темперамент и мотивация.

У каждого человека есть мотивация: ее определяют как потребности нашего организма, так и наши интересы и склонности на мировоззренческом уровне. Через побуждения мотивация обуславливает наш характер: в зависимости от жизненных целей и устремлений мы называем человека злым или добрым, упорным или пассивным и т.д. … Характер через волю связан с нашими способностями. Например, если не прикладывать усилий и не заниматься, то все задатки зачахнут и способности никак не проявятся. С одной стороны, для их реализации нужна нервно-психическая основа, а с другой – у человека должно быть призвание к какому-то конкретному делу. Способности, в свою очередь, связаны с темпераментом через общую активность человека. Если ее не будет, то не будет ничего.

Вот и все самое основное, что вам следует знать о психологической структуре личности.
Существует масса идей и предположений на этот счет, и каждая теория в той или иной степени работает. Вы можете симпатизировать Фрейду с его вниманием к бессознательному, или же, наоборот, свято верить в Олпорта с его искренней любовью к человеку, однако не следует забывать: реальность у нас одна, в том числе и психологическая. И иногда попытки ученых рассказать о ней напоминают притчу о мудрецах, пытавшихся с закрытыми глазами исследовать слона: каждый описал какую-то отдельную его часть, но они так и не смогли составить более или менее реалистичное представление о том, кто есть слон на самом деле. Но, согласитесь, приятно будет щегольнуть в интеллигентной компании познаниями в области глубинной психологии!