Вы успешно преодолели несколько ступенек карьерной лестницы, и теперь перед вами стоит реальная перспектива стать руководителем какого-то коллектива. Это радует и одновременно немного пугает, ведь придется отвечать не только за собственные действия, но и за действия других людей. Если вы и вправду готовы стать успешным лидером, то вооружитесь некоторыми советами для достижения поставленной цели.
- Как управлять коллективом
- Будьте внимательны к сотрудникам
- Советы начинающему руководителю
- Качества, необходимые грамотному руководителю
- Стопроцентная ответственность
- Умение быстро принимать решения
- Ораторское искусство
- Умение организовать свой график
- Эмоциональная устойчивость
- Почему не назначают руководителем
- С чего начать
Как управлять коллективом
Старые механизмы управления производством, когда штат сотрудников воспринимался как безликая и бесполая масса, выполняющая работу, благополучно позабыты. Управление даже небольшой организацией требует совершенно нового подхода.
Классическая теория управления базируется на трёх китах: люди, финансовая политика, технические вопросы. На первом месте — человеческий фактор: тонкое, мудрое применение творческого потенциала каждого работника. Хорошие взаимоотношения в коллективе повышают продуктивность работы и подчинённых, и, соответственно, всей фирмы. Знание психологии определенно является преимуществом хорошего руководителя.
Чтобы им стать, необходимо знание психологических особенностей общения с подчинёнными. Трудовой коллектив — объект управления, живое существо со своим характером и привычками. Умение разбираться в особенностях восприятия людей друг друга, ориентирование в тонкостях взаимоотношений коллектива и управленческого аппарата — это фундаментальные составляющие в руководстве людьми.
Это служит стимулом для слаженной работы организации. Относиться к подчинённым, как к механическим исполнителям, опасно. Например, каждому, даже имеющему грандиозный творческий потенциал человеку свойственны этапы спада психологической активности, когда чрезмерное напряжение только снижает общую продуктивность. Требовать от него в такие периоды максимальной самоотдачи нельзя. Качественная работа невольно подменяется суррогатом, который вместо ожидаемой пользы может нанести существенный вред и работе, и самому исполнителю.
Будьте внимательны к сотрудникам
Ещё одно важное правило успешного управления коллективом — внимание к интересам сотрудников. Уникальны мотивации, цели каждого сотрудника, поэтому попытка навязать общественные интересы в ущерб интересам личностным может быть фатальной. Фирма потеряет ценного работника, заменить которого будет непросто. А объединение в любой форме личностных интересов общественным выгодно скажется как на атмосфере в коллективе, так и на общей продуктивности сотрудников. При совпадении личных целей быстро создаются группировки, манипулировать которыми проще, чем каждым сотрудником в отдельности. Внутри группировки есть соревнование, из которого грамотный руководитель может извлечь существенную пользу для организации.
Однако соревнование часто переходит в конфликт, когда каждый хочет первым уничтожить конкурента. Такая ситуация деструктивна, и её необходимо уметь пресечь в самом начале. Здесь нужна эмоциональная открытость и психологическая гибкость, основанные на пристальном внимании к внутреннему состоянию сотрудников.
В коллективе невольно может сформироваться двоевластие: контроль руководителя над сотрудниками и зависимость его от поведения этих сотрудников.
Чтобы избежать такого тупика, необходимо научиться лавировать между лояльностью в отношении подчиненных и авторитарностью. Одним из приёмов такого лавирования выступает ненавязчивая ориентировка интересов групп подчиненных на цели организации. А затем и предоставление решения вопроса достижения этих целей самим подчинённым. Такая ситуация в коллективе благоприятна. Чтобы точно знать, как руководить коллективом, нужно присмотреться к каждому его члену и точно решить, какую роль ему можно отвести.
Советы начинающему руководителю
Иногда руководители пытаются применить «добрые» приёмы: подбор коллектива близко мыслящих людей или внедрение в организацию лидера, зажигающего своим примером других. Но никакой лидер не сможет подменить целую организацию, а самые преданные единомышленники остаются отдельными, самостоятельно мыслящими людьми.
Главное для начинающего руководителя — умение определить место каждого подчинённого в системе трудового механизма. В этом и заключается психология управления коллективом. Такая задача непроста, но разрешима, если подбирать людей не субъективно, с позиции «нравится — не нравится», а в соответствии с поставленной задачей. Сосуществование в организации разных людей, со своими вкусами и привычками, — стимул её развития.
Управленцу нужно помнить, что организация — это объединение людей, и цели её достижимы только в случае успешного их сотрудничества. Сможете оставить за дверью кабинета личные стереотипы? Станете хорошим руководителем. И учитесь сдерживать себя. Иногда нам очень хочется сорвать свой гнев на тех, кто от нас зависит. Накричать на одного работника, отругать другого подчиненного. Но прежде чем это сделать, задумайтесь, что вами руководит? Недовольство выполненной работой или просто желание выпустить пар?
Качества, необходимые грамотному руководителю
Прежде чем стремиться к должности руководителя, задумайтесь, обладаете ли вы достаточными знаниями и качествами, необходимыми для успешного карьерного роста.
Стопроцентная ответственность
Решения, принятые вами, будут определять ход всей дальнейшей работы, и только ваши глубокие знания, уверенность, а иногда и интуиция, помогут избежать ошибок. Скидывать вину на подчиненных — качество плохого руководителя. Ответственность за все неприятности и ошибки придется брать на себя.
Умение быстро принимать решения
Хороший руководитель — это лидер, а лидер просто обязан быстро и уверенно принимать решения. Если вы относитесь к категории людей, которых в подобной ситуации сковывает страх, и до смерти боитесь ошибиться, — возможно, должность руководителя не для вас. Лидер не только умеет справляться со своими эмоциями и принимать серьезные решения, но и знает о том, что в случае неудачи ошибку можно исправить.
Ораторское искусство
Умение владеть речью — далеко не на последнем месте в списке достоинств, нужных, чтобы стать начальником. Еще Наполеон говорил о том, что человек, не умеющий разговаривать, не сделает карьеру. Вам необходимо научиться правильной, грамотной речи. Для этого сто́ит постоянно пополнять свой словарный запас, усваивать методы построения своей речи под целевую аудиторию. Сотрудницу, которая при разговоре смотрит в глаза и четко излагает свои идеи, трудно не заметить.
Умение организовать свой график
Хороший руководитель успевает переделать тысячу неотложных дел, сдать несметное количество отчетов в срок и точно знает, какая работа отложена на следующий день. Как минимум. Если вы ужасно несобранная, то задержаться на посту руководителя будет сложно. Представляете, какие стрессы вас ожидают, если вы не будете ничего успевать. Хотите погрязнуть в недоделанных отчетах и выговорах по поводу вечных задержек от вышестоящего руководства?
Заведите ежедневник, составляйте расписания всех дел и событий, — это поможет успевать выполнять всю работу в срок и выкроить время на отдых.
Эмоциональная устойчивость
Представьте ситуацию: ваша начальница на общем собрании объявляет о том, что продажи резко упали и вдруг начинает всхлипывать, утирая глаза руками. Устойчивость к стрессам — одно из требований, предъявляемых соискателю на должность руководителя или топ-менеджера. Начальнику приходится постоянно рисковать, принимая важные решения, разрешать конфликтные ситуации, увольнять работников и штрафовать их, — эти умения говорят о том, что слабым людям на такой должности не место. Только эмоционально уравновешенный человек, способный быть хладнокровным в любой критической ситуации, может завоевать прочный авторитет вышестоящего руководства и своих подчиненных.
Кроме упорной работы над собой, вам не возбраняется посещать семинары, помогающие людям увеличивать свой потенциал. Постоянное развитие поможет подняться по карьерной лестнице, ведь дороги открываются упорным и смелым людям.
Почему не назначают руководителем
Что, если вы обладаете всеми качествами, необходимыми для вступления на руководящую должность, но удача почему-то никак не хочет повернуться к вам лицом. Что же делать: продолжать бороться за повышение или опустить руки? Есть известная поговорка: «Будешь упорно трудиться по 8 часов в день и станешь начальником. Потом будешь упорно трудиться по 12 часов в день».
Допустим, вы давно выполнили первую часть этого условия, но руководящая должность также далека от вас, как при приеме на работу. Вы старательно выполняете все поручения руководства, успешно справляетесь с кризисными ситуациями и существенно повысили уровень доходов компании. Но начальнику почему-то и в голову не приходит вас повысить в должности. Почему руководство не замечает ваших усилий и не предлагает повышения?
Причин может быть несколько. Прежде чем переживать, что вас не повышают, поинтересуйтесь: а принято ли в вашей компании назначать на руководящие должности своих работников? Быть может, кадровая политика вашей фирмы заключается в том, что на такие посты приглашаются люди извне? Припомните, кого из вашего окружения в последний раз повысили, узнайте, каким образом ваш начальник получил свою должность. Ведь если компания не практикует назначение своих кадров, то бессмысленно ждать чудес!
Если же подняться по служебной лестнице в вашей компании возможно, то продумайте стратегию, как получить должность руководителя. Конечно, существуют компании, чья кадровая политика не подразумевает назначение женщины на должность руководителя. И даже если правила будут нарушены, то ее зарплата может оказаться существенно ниже той, на какую мог бы претендовать мужчина. Тут уж вам решать: уходить в другую компанию с менее шовинистскими взглядами, или согласиться на должность, заполучив в трудовой книжке запись «руководитель отдела». По крайней мере, устроиться в другую компанию на должность начальника будет куда проще.
С чего начать
Но если никаких препятствий нет, с чего же начать свой путь «наверх»? Вам понадобится умение планировать и мыслить стратегически.
Наверняка в вашем окружении есть немало «серых мышек», которые работают с утра до ночи, не поднимая головы, но никто особо не замечает результатов их труда. Если не хотите повторить этот печальный опыт, заявляйте о себе как можно чаще, постоянно будьте на виду.
Запомните простую истину: хотите стать руководителем, одевайтесь, как руководитель. Девицу в короткой юбке с ярким макияжем вряд ли кто-нибудь будет воспринимать серьезно, несмотря на все ее профессиональные достоинства.
Еще одна неплохая возможность показать руководству компании, что вы переросли свою должность, — интересоваться работой своего начальника. Задавайте вопросы, просите дать вам поручения, которые входят в компетенцию руководителя. Если ваш шеф человек грамотный и дальновидный, то он увидит ваш потенциал и постарается раскрыть его. По крайней мере, уезжая в командировку или уходя в отпуск, он может вас оставить своим заместителем. А кого можно повысить на освободившуюся вакансию руководителя, как не исполняющего обязанности?
Поговорите со своим начальником о том, что вы засиделись на своей должности и способны занять более высокое положение в компании. Но не стоит намекать ему, что вы можете занять его место. Если вакансии на должность руководителя в ближайшее время не предвидится, то ваш начальник сможет выделить группу сотрудников вашего отдела и назначить новый проект, доверив вам его руководство.
Если решение подняться по карьерной лестнице — не сиюминутное желание или необоснованная мечта, то приложив усилия, вы можете достичь своей цели. Не останавливайтесь и идите вперед навстречу своему замыслу, преодолевая все трудности и препятствия. Только сильная и решительная женщина может добиться такой цели, а раз вы обладаете этими качествами, то ничто не встанет у вас на пути.