Jlady.ru

Как пройти собеседование: мастер – класс для соискателей

Содержание:

Как пройти собеседование? Этим вопросом каждый день задаются тысячи соискательниц. Многие из них уже имеют опыт успешного поиска работы, однако избавиться от волнения при столкновении с необходимостью прохождения собеседования все равно не получается. Оно и неудивительно: для многих и них встреча с потенциальным работодателем похожа на своеобразный экзамен, и они, в общем-то, недалеки от истины. Для того чтобы успешно выдержать этот экзамен, необходимо знать и соблюдать ряд простых, но очень эффективных рекомендаций.

Пять ключей к тому, чтобы быть нанятой

Как вы, наверное, знаете, на рынке труда полным-полно самых разных соискателей. Кто-то из них находит новую работу в течение недели, а кто-то может обивать пороги организаций полгода и больше. В чем же разница между этими двумя типами людей? Как стать успешным соискателем и получить именно ту должность, которая вас интересует? Ответом на эти вопросы будут предлагаемые нами пять шагов к тому, чтобы услышать заветные слова: “Вы приняты на работу!”.

Квалификация

Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы в его компании работали исключительно квалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками. Согласитесь, никому не нужны ни секретарь, не умеющий включать компьютер, ни бухгалтер, не разбирающийся в последних поправках к налоговому законодательству. Любой работодатель заинтересован в том, чтобы за меньшие деньги получить наибольший набор знаний и навыков. Вы, наверное, уже видели объявления о вакансиях продавца и уборщицы с высшим образованием. Звучит как бред, но, к сожалению, рынок труда сейчас перенасыщен кадрами.

Именно поэтому мы рекомендуем вам никогда не отказываться от возможностей приобрести новые квалификации, даже если в настоящий момент они кажутся вам бессмысленными и ненужными. Кто знает, работники с какими причудливыми навыками будут пользоваться спросом через пять лет? Например, сейчас вам известно, что наличие водительских прав, знания языков и блестящих компьютерных навыков является важным бонусом при устройстве на работу. Но возможно, что в скоро будущем дополнительными плюсами будут оконченные психологические курсы, навыки бухгалтерского учета или портфолио копирайтера.

Поэтому, если у вас образовалось свободное время и силы, – учитесь! Это еще никогда и никому не мешало. И совсем не обязательно тратить на свое обучение бешеные деньги: в современном мире существует огромное количество возможностей дистанционного и самообразования. Главное – не лениться, искать и находить эти самые возможности. Кроме высокой и разнообразной квалификации вы также сможете продемонстрировать будущему работодателю свою активную жизненную позицию и желание и умение обучаться, а это, как известно, весьма востребованные профессиональные качества практически в любой сфере деятельности.

Личность

Разумеется, нанимая вас на работу, работодатель приобретает не просто набор знаний, умений и навыков, но и целостную личность, стоящую за всем этим и обладающую своеобразным набором личностных и профессионально важных качеств. И у вашего нанимателя, естественно, есть свои представления о том, каким человеком должен быть работник, занимающий определенную должность.

Например, такая распространенная вакансия, как менеджер по продажам. Каким должен быть человек, который предлагает клиентам товары и услуги с целью заключить как можно больше сделок? Наверное, он должен быть коммуникабельным и стрессоуйстойчивым, активным и настойчивым, самостоятельным и ответственным, креативным и целеустремленным. Менеджеры по продажам – это одно из основных звеньев в получении фирмой дохода, соответственно, работодатель внимательно относится к подбору таких кадров.

Перед тем как идти на собеседование, проанализируйте свои собственные качества. Есть такие, без которых вас стопроцентно не возьмут на интересующую вас должность (а даже если возьмут, то вы не сможете выполнять свои обязанности). В случае с менеджером по продажам это коммуникабельность, активность и стрессоустойчивость. А вот креативность и ответственность – это уже приятные бонусы, без которых все-таки можно работать. Если у вас есть все необходимое, подумайте: как вы можете продемонстрировать эти черты характера работодателю? Какие ваши достижения необходимо осветить в своем рассказе о себе? Как нужно вести себя на собеседовании, чтобы работодатель увидел в вас необходимое? В этом и есть основной секрет самопрезентации.

Внешность

“По одежке встречают, а по уму провожают”, – гласит известная русская пословица. Интеллект и квалификация – это, конечно, хорошо, но если вы не сумеете своей внешностью произвести правильное впечатление на рекрутера, то не видать вам работу, как собственных ушей. Как же это можно сделать?

С чертами лица и фигурой ничего не сделаешь – по крайней мере, в короткие сроки подготовки к собеседованию. Но вы можете скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Начнем с волос: именно их внешний вид и состояние во многом “делают” ваш образ. Для деловой женщины очень важна качественная стрижка. Не стоит забывать, что длинные волосы требуют много денег и времени для ухода. Никаких “кислотных” экспериментов перед собеседованием – вашей целью должны быть естественность и аккуратность, подчеркивающие ваши черты лица. То же самое касается и выбора парфюма, макияжа и маникюра: они должны быть близки к классическим и деловым вариантам исполнения.

Что касается одежды, то для собеседования лучше выбрать те вещи, в которых вы себя чувствуете уверенно и органично. Классическим считается вариант брючного костюма или белой блузки с юбкой-карандашом. Собеседование – это не то событие, когда вам нужно выделяться при помощи одежды, хотя какие-то интересные детали (например, крой) вполне допустимы – в границах разумного, разумеется. Выбирайте цвет, подходящий вашей коже, волосам и глазам, а также сезону. Летом можете предпочесть более светлые тона (пастельные и кремовые, голубой, салатовый), а зимой – более темные (черный, синий, коричневый, бордовый). Даже в жаркую погоду стоит отказаться от декольте, откровенных вырезов и голых ног, а обувь выбрать закрытую (хотя можете немного “поиграть” с ее дизайном: туфли не обязательно должны быть классическими).

Речь

На собеседовании с вами рекрутер очень внимательно отнесется к тому, что и как вы говорите. Первое и главное правило здесь – никакой лжи и неискренности! “Но как это возможно?” – спросите вы. А вот так! Ложь и грамотное преподнесение информации – это две разные вещи. Согласитесь, если вы будете делать акцент на своих достоинствах и достижениях и рассказывать, как вы справились со своими недостатками, вы предстанете в выигрышном свете, ни разу не соврав. А вот если вы расскажете о том, что управляли коллективом из пятидесяти человек, хотя на самом деле были директором точки розничных продаж с четырьмя продавцами в подчинении – это совсем другое. И узнав об обмане, работодатель не захочет иметь с вами дело.

Ложь, неискренность, безответственность, конфликтность и многие другие отрицательные качества очень легко проявляются в том, как вы рассказываете и отвечаете на вопросы о себе. Ваш голос должен быть спокойным и размеренным. Четко и адекватно отвечайте на поставленные вопросы – не надо “лить воду” и “растекаться” по теме. При этом ваш ответ должен быть достаточно развернутым – чтобы было понятно, что вы умеете думать и разговаривать, да и вообще заинтересованы в работе. Найдите золотую середину между быстрым и медленным темпом речи – в идеале можно немного подстроиться под собеседника.

Конечно, содержание вашей речи тоже очень важно. Не надо злоупотреблять профессиональными терминами – это вызывает скуку и раздражение. Как правило, это делают кандидаты, стремящиеся показать свою “крутость”, а это совсем не нужно работодателю. Если какой-то профессиональный вопрос вызвал у вас затруднение, то лучше порассуждать на эту тему, а не отвечать “не знаю” – так вы продемонстрируете самостоятельность и гибкое мышление. Также стоит перед собеседованием на работу посмотреть список приблизительных вопросов, задаваемых кандидату, и подготовить на них ответы, выигрышно представляющие вас.

Манера поведения

Вот мы и настигли пятый ключ к тому, как пройти собеседование – это ваша манера поведения. Она должна излучать уверенность, доброжелательность и интерес к работе. Именно через ваше поведение оцениваются ваши личностные качества. Это как тест-драйв автомобиля, только вы в роли тестируемого объекта. По тому, как вы проявите себя, работодатель будет оценивать ваш индивидуальный стиль деятельности.

Есть какие-то базовые вещи, которые касаются банального этикета: поздороваться и попрощаться, обращаться к рекрутеру по имени, быть вежливой. Это правила, которые нужно соблюдать всегда и везде. Однако есть вещи, которые не так очевидны соискателям:

О чем думает рекрутер?

О-о-о, этот вопрос терзает умы многих “юных” кандидатов и кандидаток на должность! Им кажется, что умение читать мысли человека, проводящего собеседование – это ключ к успеху. И они во многом недалеки от истины. Понимание позиции рекрутера, его интересов и учитывание этих параметров при прохождении собеседования – это те вещи, которые помогут вам устроиться на работу.

В первую очередь работодателю нужен человек, который сможет успешно справиться со своими должностными обязанностями. Поэтому они нередко вворачивают в собеседование вопросы и задания, проверяющие профессиональную компетентность соискателя. К этому надо быть готовой и с легкостью соглашаться на их выполнение.

Любой начальник заинтересован в том, чтобы будущий сотрудник вписался в коллектив. Именно поэтому он будет внимательно смотреть на вашу способность устанавливать контакт, общаться и быть вежливой. Поэтому не стоит заваливать работодателя дурацкими вопросами, реагировать на его провокации (они могут быть элементом стресс-собеседования), грубить и замыкаться в себе. По всем этим вещам он будет составлять впечатление о вас, и оно может оказаться не совсем хорошим.

Также работодателей, как уже говорилось выше, интересует определенный набор личностных и профессиональных качеств. Для того чтобы их проверить, на собеседовании могут быть заданы странные вопросы, цель которых не совсем очевидна для соискателя. Например, вопрос: “Как часто вы допускаете ошибки?”. Кому-то может показаться, что стоит ответить: “Я вообще не ошибаюсь”. Однако для работодателя это будет свидетельством неадекватной самооценки или склонности “валить” вину за свои промахи на других людей. И таких вопросов “с двойным дном” может быть много, поэтому думайте головой, прежде чем говорить все, что приходит вам в голову.

Собеседование о приеме на работу для многих людей представляется этаким сражением: соискатель пытается обмануть хитрого рекрутера и добиться работы. А человек, проводящий интервью, тоже не так прост: он всяческими способами пытается пролезть в голову к кандидату и найти как можно больше препятствий к тому, чтобы он не прошел собеседование. Конечно, в некоторых случаях этот кошмар действительно является отражением реальности, но их, скорее, меньшинство. Большинство работодателей заинтересованы в быстром, но эффективном закрытии вакансии и нахождении сотрудника. И им невыгодно искусственное затягивание поиска претендентов – наоборот, они заинтересованы в том, чтобы нужный работник наконец-то был найден.

Пройти собеседование о приеме на работу – это нелегкая, но разрешимая задача. Это как со свиданием: главное держаться уверенно и заинтересовать вашего собеседника своей кандидатурой. Вы легко сможете это сделать, используя пять ключей, описанных в нашей статье, и тогда желаемая работа окажется у вас “в кармане”.