При устройстве в приличную организацию в любом случае придется проходить последний кульминационный этап устройства на работу – собеседование. Интервью с будущим работодателем является достаточно непростой для работника процедурой, способной вызвать стресс даже у опытных соискателей. Нужно четко знать, как вести себя во время беседы с работодателем, чего нельзя делать, что не стоит говорить, как правильно отвечать на вопросы.
Итак, как правильно пройти собеседование? А самое главное: как сделать так, чтобы вас приняли на работу, выбрав из множества конкурентов? Чтобы пройти собеседование, нужно знать несколько правил.
Общение с работодателем по телефону
Общение по телефону с работодателем является первым этапом устройства на работу, где вы можете отлично проявить себя и произвести впечатление. И неважно, кто будет вести разговор, секретарь, или же сам работодатель, в любом случае, если вы сумеете себя правильно поставить, на это обязательно обратят внимание. Если же разговор проводил секретарь, в таком случае, он обязательно расскажет о вас руководителю.
Во время разговора по телефону о работе, на которую вас приглашают, необходимо знать несколько правил, как следует себя вести и какие вопросы стоит задавать.
Обязательно нужно уточнить, на какую должность вас хотят пригласить, и задать все интересующие вас вопросы, касающиеся данной должности. Не стесняйтесь спрашивать. Интерес, проявленный к предложенной работе, непременно заинтересует звонящего. Это покажет, что вам не все равно, где работать. Если вы с самого начала разговора поняли, что должность, на которую вас приглашают, вам не подходит, сообщите об этом в вежливой форме, приведя весомые аргументы.
Во время подобного разговора многие соискатели начинают нервничать, и в итоге забывают поинтересоваться звонящей организацией. При себе нужно иметь листок и ручку, куда можно будет записать название организации, фамилию и имя человека, с которым вы ведете беседу, а также номер телефона, по которому вы сможете позвонить при необходимости.
Поинтересуйтесь человеком, который будет проводить с вами собеседование. Правильным тоном будет обращение по имени и отчеству, поэтому заранее узнайте их.
Поинтересуйтесь, каков точный адрес и местоположение организации, куда вас приглашают. Убедитесь, что назначенное для собеседования время удобно для вас, другие дела не помешают. Учтите, что собеседование может занять немало времени, поэтому распланируйте день заранее. Допустим, в этот день вы приглашены и на другие собеседования, соответственно, время подбирайте, ориентируясь на предыдущие, с промежутком в два или три часа. вы должны понимать, что разговор предстоит не сиюминутный, ведь работодатель будет интересоваться вашими профессиональными навыками и опытом работы.
Подготовительный этап
После того, как время собеседования установлено, можно переходить к его подготовке. Что же необходимо для этого? Позаботьтесь о сборе необходимых документов, которые могут заинтересовать работодателя. Обязательно наличие паспорта, резюме (желательно в двух экземплярах), диплом с вкладышем (если он имеется), различные сертификаты, удостоверения и т.д., в общем, все, что имеет отношение к предлагаемой вам должности.
Рекомендуется заранее изучить информацию об организации, в которую вы собираетесь идти на собеседование. Найти подобную информацию вы можете в любых источниках СМИ, например, на самом сайте компании, в газетах, журналах и т.д. Не оставьте без внимания историю организации, узнайте, как она развивалась, направления ее деятельности, достижения и названия подразделений. Обладая подобной информацией, в беседе с рекрутером вы можете проявить себя как заинтересованного человека, продемонстрировать свои серьезные намерения. Знать подробную информацию об организации полезно и правильно для самого соискателя. И даже если по итогам собеседования ваша кандидатура будет отклонена, вы, тем не менее, расширите свой кругозор знаний.
Обязательно распланируйте график предстоящего дня. Ни один работодатель не приемлет опозданий, тем более на собеседование. вы должны четко знать, на каком транспорте будете добираться до места, сколько времени потребуется и когда нужно выходить, чтобы приехать вовремя. Можно даже заранее проехать до места, где будет проходить собеседование, чтобы точно быть уверенным, что вы не опоздаете, и не задержитесь в поисках здания.
Заранее нужно быть готовым к некоторым вопросам работодателя, которые в любом случае прозвучат во время вашей с ним беседы. Абсолютно всех работодателей заинтересует вопрос о вашем предыдущем месте работы, почему вы оттуда ушли, работаете ли сейчас и где. Ответ на вопрос лучше продумать заранее. Важно знать, что ответ типа: “Меня не устраивал коллектив” может отпугнуть работодателя, который сделает вывод о том, что вы не умеете ладить с людьми.
Нередко рекрутеры интересуются, почему интерес вызвала именно их компания и почему вы желаете там работать. Отвечая на него, стоит привести как можно больше достоинств (с которыми вы ознакомились, изучая информацию об организации), выразить свое желание продвигать деятельность компании и способствовать ее процветанию.
Желательно заранее определить для себя, какую пользу может принести конкретно ваша деятельность как сотрудника для данной организации. Ответ на этот вопрос нужно знать четко, чтобы произвести на работодателя неизгладимое впечатление, показать свое небезразличие к деятельности организации, тем самым заинтересовать его.
Честно отвечайте на вопросы
Вы должны уметь ответить на вопрос о своих достоинствах и недостатках, как сотрудника. Правильно будет перечислить больше недостатков, чтобы проявить себя, как самокритичного человека. Это поднимет вас в глазах собеседника. Но стоит помнить, что ваши промахи не должны быть очень серьезными, иначе вы отпугнете соискателя. Главная задача здесь – показать, что вы способны исправить свои ошибки, да и сделали это.
Будьте готовы сообщить о своих неудачах в профессиональной деятельности, а также достижениях как специалиста.
Отвечать на вопросы по возможности нужно честно, ведь любая ложь рано или поздно всплывет. Нередко работодатель сразу видит ложь в силу своего опыта в проведении собеседований и на примере множества людей, с которыми приходилось беседовать. Никогда не стоит негативно отзываться о своих прошлых коллегах и руководителе. Достаточным будет сказать об отсутствии на прошлой работе возможностей для профессионального и карьерного роста, нерегулярной заработной плате, неудобном для вас графике работы, неудобном местоположении.
Четкие знания о том, чем занимается данная организация, помогут вам произвести впечатление на собеседника, дать понять, почему именно их компания вас заинтересовала, и что вы можете для нее сделать. Подобные знания лишь увеличат ваши шансы быть принятым на данную работу.
Вы точно так же имеете право задать работодателю все интересующие вас вопросы. Заранее подготовьте их, сформулируйте в нужной форме. Тем самым вы проявите себя с лучшей стороны, покажите свой интерес.
Огромное внимание необходимо уделить своему внешнему виду. Старая русская пословица гласит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. И это действительно так. Уже первое впечатление о вас должно быть по максимум благоприятным. Подбирая одежду для собеседования, учитывайте должность, на которую вас пригласили. Далеко не для каждой должности подойдет строгий деловой костюм. Ваша одежда должна выглядеть опрятно, ногти и волосы ухоженными, обувь начищена. Эти небольшие правила внешнего вид обязательно произведут приятное впечатление на вашего собеседника.
На собеседовании
Что нужно помнить, проходя собеседование? Как правильно вести себя?
По возможности, постарайтесь прийти на собеседование чуть раньше назначенного времени. Будет гораздо лучше, если вам придется подождать минут 15, нежели собеседник будет ждать вас хотя бы полминутки. Опоздание на собеседование, даже если повод для этого был весомый, в глазах работодателя вычеркнет вашу кандидатуру на предлагаемую должность на 99%. Это не значит, что при форс-мажорных обстоятельствах вы не имеете права опоздать. Обязательно позвоните по номеру телефона, который узнали заранее, извинитесь и поинтересуйтесь, имеется ли возможность перенести встречу на более позднее время или вовсе на другой день.
Иногда возникают ситуации, когда работник передумывает устраиваться в организацию, в которую его пригласили. В таком случае обязательно нужно позвонить работодателю, сообщить ему причину, по которой вы передумали приходить на собеседование, извиниться, что вы нарушили его планы, а также поблагодарить за общение. Пусть ваш последний разговор оставит о вас хорошее впечатление.
Если вы все же решили идти на собеседование, при входе в офис организации обязательно поздоровайтесь и сообщите о том, что пришли на собеседование. Если вы пришли не в непосредственно офис компании, а в бизнес-центр, вы должны четко и правильно знать название организации, в которую пришли, для того, чтобы на проходной вахтер могла позвонить туда и сообщить о вашем приходе.
Отключите свой мобильный телефон, уберите подальше все, что могло бы вас побеспокоить. Запаситесь терпением, проявите свою доброжелательность с самого начала.
При входе в кабинет обязательно поздоровайтесь, улыбнитесь, и обращайтесь по имени и отчеству к тому, кто будет проводить с вами беседу. Если у данного человека не имеется карточки с именем и отчеством, поинтересуйтесь, как можете к нему обращаться. Желая заранее расположить к себе собеседника, скажите о том, как вам приятно приглашение именно в их компанию, как бы вы хотели здесь работать. Рекрутеру всегда приятно слышать, когда о его компании отзываются хорошо.
После приглашения сядьте на предложенное место таким образом, чтобы ваше лицо было хорошо видно собеседнику. Не скрещивайте ноги, не разваливайтесь на стуле, не теребите руками. Проявите свое спокойствие и профессионализм.
Будьте внимательны
Как можно внимательней вслушивайтесь в вопросы, которые вам задают. Если вопрос вам непонятен, можно переспросить собеседника, но стоит быть осторожным, ведь переспрашивать каждый вопрос будет показателем дурного тона. Отвечайте на поставленные вопросы, лишь дослушав их. Ответы должны быть краткими, уместными, не стоит лить много воды, 2-3 минуты, чтобы ответить – вполне достаточно. Старайтесь избегать ответов “да” и “нет”, иначе работодатель решит, что вы не умеете обосновать свой ответ, объяснить свою точку зрения.
Даже при имеющемся резюме, собеседник может попросить вас рассказать о себе. Не стоит вдаваться в подробности, рассказывать всю свою биографию. вы должны прекрасно понимать, что ваша жизнь навряд ли заинтересует работодателя, ему важны ваши профессиональные навыки, опыт работы, достижения в трудовой деятельности.
Если в ходе беседы у вас возникли встречные вопросы – не стесняйтесь задавать их. Если вас очень интересует вопрос профессионального роста, сумейте правильно задать его. вы должны понимать, что не все должности подразумевают карьерный рост. Прежде чем задать это вопрос, вы сами должны дать развернутый ответ о ваших навыках, и лишь тогда собеседник сделает о вас выводы.
Проявите интерес к имеющимся обучающим программам и курсам повышения квалификации. Тем самым вы проявите себя как целенаправленного человека, что еще больше поднимет вашу кандидатуру в глазах собеседника.
Искренняя улыбка, уместный хороший и ненавязчивый юмор, и тогда о ваших небольших промахах никто и не вспомнит. Ваша улыбка – это показатель вашего спокойствия и вашей уверенности в себе.
После того, как собеседование прошло, обязательно поблагодарите рекрутера за состоявшуюся беседу, несмотря на окончательное решение, которое он примет. Удачи и успехов в устройстве на работу!