Jlady.ru

Венецианский карнавал: увидеть мир сквозь прорезь маски

Содержание:

Венецианский карнавал — это пора веселья, безумной роскоши и расточительства. Прекрасные дамы, танцующие на улицах, и галантные кавалеры, проигрывающие целые состояния под крышами игорных домов — все это о нем! Кажется, что оживает сама душа древнего города на воде, наполняя все вокруг духом волшебной феерии. Одно только упоминание о проходящем в Венеции карнавале раскрашивает мысли буйством красок и звуков.

Праздник стирает тонкую грань между обыденной реальностью и фантастической мистерией, делая возможным гармоничное соседство разных эпох, прячет за масками расовые и социальные различия, погружает каждого участника в атмосферу сбывшегося чуда. Ночи, пронизанные таинственным светом фонарей, свечей и фейерверков, становятся временем безрассудных любовных похождений и легкого флирта.

Ежегодно перед Великим постом по всему миру прокатывается волна карнавалов: Франция, Швейцария, Санта-Круз, Рио-де-Жанейро. Можно проехаться по европейским городам, то окунаясь в веселье с дурашливыми плясками и пивом в Кельне, то попадая под град апельсиновых «снарядов» в Иврее, то становясь свидетелем потешных похорон картонной Сардины на Тенерифе. Но ни один из этих праздников не сравнится по своей упоительной утонченности, по размаху, по древности и популярности с карнавалами в Венеции.

Как бы ни старались жители других стран воспроизвести нечто подобное на своей родине, придумывая интересные шествия, парады и всевозможные увеселительные мероприятия, оригинальность Венеции остается недостижимой и манящей. Десять дней на улицах, площадях, каналах и мостах этого уникального города разворачивается завораживающий спектакль — карнавал масок!

Из истории карнавала

Первые упоминания о подобном празднестве уходят своими корнями во времена язычества. Да и само слово «карнавал», как свидетельствует история, произошло от латинского «carrus navalis» — названия повозки, на которой еще в Бронзовом веке перевозились идолы плодородия. Прототипом современного праздника принято считать древнеримские Сатурналии — торжества, посвященные богу плодородия и урожая Сатурну. В те дни римляне воскрешали «золотой век» всеобщего равенства. Стирались грани между рабами и свободными гражданами, а господа ели за одним столом с чернью.

Нужно отметить, что языческие праздники редко обходились без жертвоприношений. Так, в охваченной карнавалом Венеции в древности существовал варварский обычай. Его суть сводилась к тому, что на весь период торжеств избирался лжекороль, который по завершении сатурналий должен был либо совершить самоубийство, либо погибнуть на костре или от ножа. Таковы были народные «развлечения» во времена языческого поклонения богам.

С началом христианства сатурналии были запрещены, но идея перевоплощения, уравнивающего между собой всех участников, пережила века и возродилась в европейских карнавалах. И нет ничего удивительного в том, что именно Италия, жители которой известны своим веселым нравом и неуемной тягой к праздникам, стала родиной столь популярных торжеств.

Сейчас уже сложно сказать, какая из версий о времени проведения первого в Венеции карнавала верна: история не дает точного ответа на этот вопрос. Но самое раннее документальное упоминание датируется XI веком. Доподлинно же известно, что в XIII веке последний день перед Великим постом был объявлен в этом итальянском городе днем народных гуляний. Все его население, одетое в маски и костюмы, стекалось на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем веселье и плясках.

В XVIII веке венецианский карнавал достиг своего наивысшего расцвета. Пьянящая атмосфера вседозволенности, дух флирта и измены, предвкушение незабываемых приключений притягивали аристократов со всей Европы. И даже августейшие особы и принцы крови не считали зазорным инкогнито появляться на улицах и принимать участие в разгульном веселье. На период карнавалов в Венеции сам город становился храмом масок, в них не только праздновали, но и занимались обычными делами. Жители, скрыв лица за разноцветными накладками, ходили за покупками и на службу. Маска стирала все нормы поведения и морали, даря ощущение свободы и вседозволенности.

В XVIII веке герои итальянской комедии дель арте стали главными действующими лицами проходящего в Венеции карнавала — тысячи Арлекинов, Панталоне, Пьеро появились на улицах. Именно тогда праздник обрел свою эмблему. Ею стала Коломбина. Одновременно с этим значимым событием появилась традиция, дошедшая и до наших дней: запускать бумажную голубку — Коломбину — с колокольни Сан-Марко. Она взрывается над площадью, осыпая собравшихся дождем конфетти, и открывает тем самым венецианский карнавал.

Как это ни печально, но даже столь популярным как среди знати, так и у простых горожан гуляниям не удалось избежать забвения. Падение Республики и революционные настроения конца XVIII века привели к тому, что веселый дух Венеции — карнавал — практически угас. В 20-е годы прошлого века Бенито Муссолини официально запретил его проведение. Но история этих потрясающих торжеств, к счастью, не завершилась столь печальным образом. И как любая сказка, имеющая счастливый конец, как птица Феникс, возрождающаяся из пепла, венецианский карнавал обрел «второе дыхание».

В 1979 году, благодаря Федерико Феллини и с разрешения Папы Римского, бумажная голубка снова взвилась над площадью Сан-Марко, и праздник вновь хлынул на улицы древнего города, пробуждая в людях надежду и даруя радость. А в 1996 году известный кутюрье Пьер Карден написал для проходящего тогда в Венеции карнавала гимн. Особенностью праздника стал ежегодный выбор новой тематики, сохранение традиций прошлого и гармоничное их соединение с духом современности.

Шествие Марий — дань красоте и смелости

Карнавал в Венеции официально открывается спуском «ангела» со стометровой колокольни на площади Сан-Марко. Праздник разноцветным снегом из конфетти обрушивается на город. Гомон, смех, музыка, звучащие повсюду, образуют какофонию веселых звуков. Разноязыкая толпа в едином порыве шествует через площадь Сан-Марко, воссоздавая историю о похищении двенадцати девушек пиратами из Истрии и их спасении храбрыми горожанами. Это и есть пресловутый парад Марий — традиция, дошедшая до нас из глубины веков и ставшая неотъемлемой частью проводимого в Венеции карнавала.

Предыстория сего действа, по словам горожан, основана на реальных событиях. В далеком 943 году в Венеции была предусмотрена специальная дата для проведения бракосочетаний. Именно 2 февраля, в день Сретения Марии, свадебные кортежи с двенадцатью невестами плыли по каналу «девственниц», направляясь к церкви Святого Николая. Именно там девушки должны были встретиться с женихами. Но столь радостное событие омрачилось нападением пиратов, похитивших невест вместе с приданным. Разгневанные венецианцы стали преследовать морских разбойников и в схватке с ними освободили своих прекрасных соотечественниц.

Если верить одним источникам, то с тех самых пор, по решению правительства, ежегодно двенадцать наибеднейших девушек Венеции с именем Мария выдавались замуж на средства местных богачей. Состоятельные семейства выделяли деньги на приобретение приданого и организацию торжества. Хотя, согласно другим сведениям, бесприданницы-Марии в этот день выходили замуж за сыновей местной буржуазии.

Третьи источники утверждают, что для увековечивания подвига смелых венецианцев просто устраивался своеобразный конкурс красоты с участием двенадцати девушек, по две из каждого района города. Правда, носил он больше религиозный характер, поскольку красавицам надлежало присутствовать на всех богослужениях города. Девушек нарекали Мариями, наряжали в роскошные одежды и не жалели драгоценностей. Все три легенды едины в одном: расходы по организации массовых торжеств тяжким бременем ложились на плечи богатой знати. Поэтому постепенно число красавиц сократилось до трех, а затем живых девушек вообще заменили деревянными куклами, что вызвало протесты среди народа.

Сейчас эта обросшая легендами и преданиями традиция превратилась в некое театрализованное шествие, без которого не обходится ежегодно проводимый в Венеции карнавал. В первую субботу, выпадающую на праздничные дни, двенадцать юных венецианок в сопровождении статистов в исторических костюмах и музыкантов собираются у церкви Святого Петра (Сан Пьетро ди Кастелло) и идут на площадь Сан-Марко. Именно здесь на следующий день и определяется самая прекрасная венецианка. Девушка, на которую пал столь почетный выбор, получает ценный приз.

Особенности карнавала в наши дни

Прошедший в Венеции карнавал 2011 года был посвящен прекрасной половине человечества, так как завершение его совпало с Восьмым марта — международным женским днем. Фантазия организаторов поистине не знала границ и превратила праздник в романтическую оду в честь представительниц слабого пола. Те, кому посчастливилось присутствовать в Венеции именно в тот период, с восторгом делятся полученными впечатлениями. Особого внимания заслуживают наряды. Костюмы должны были соответствовать героиням постромантической эпохи во главе с Елизаветой Баварской, а традиционные одежды Средних веков заменили кринолины, корсеты, веера и сюртуки.

Карнавал в 2012 году прошел под девизом «Жизнь — театр, наденьте маски!». Согласитесь, это очень символично. В течение десяти дней, посвященным традиционным торжествам, древний город на воде олицетворял собой столицу европейского театрального искусства. Открытие праздника начиналось с шествия Марий, речи мэра и красивого перфоманса, когда с колокольни спустилась девушка в образе Ангела.

Поскольку тематикой организованного в Венеции карнавала стал театр, то многочисленные гости праздника имели множество возможностей воочию увидеть красочные постановки и шоу. Это и традиционные комедии дель арте, и фестиваль Балканской музыки, и парад карнавальных костюмов и еще множество других интересных и ярких событий.

Особого внимания заслуживает вечеринка шестнадцатого февраля. В этот день, ближе к полудню, на площади Сан-Марко непрерывной чередой прошло сразу несколько оригинальных представлений. А ночью, по словам организаторов и участников состоявшегося в Венеции карнавала, город погрузился в атмосферу давних традиций праздника. Можно сказать, что на целых десять дней древний итальянский город вдруг превратился в огромную театральную сцену для масштабной постановки режиссера-волшебника. В ней нашлись роли и для участников, и для зрителей, поэтому успех превзошел все ожидания.

Что же касается 2013 года, то традиционный карнавал в Венеции прошел под девизом «Живи в цвете» и главными его темами стали две водные стихии — вода и огонь. Может быть, не зря в день открытия город накрыло дождем? Наверное, сама природа благословила праздник таким «мокрым» способом. Кроме того, тематика цветов, выбранная для карнавала, уместна еще и по той причине, что Венеция стала «колыбелью» живописи. Здесь работали над своими бессмертными шедеврами Каналетто и Гварди, Белотто и Тициан, Джорджоне и Веронезе.

Каждый день торжеств был посвящен новому цвету. Зрители могли увидеть сразу три полета с колокольни на площади Сан-Марко: традиционное снисхождение Ангела, а также спуск Орла и Льва. Все остальные мероприятия, среди которых цирковые представления, регата по каналам Венеции, выставки живописи, конкурсы масок, костюмированные шествия и концерты, так или иначе, но были связаны с основной тематикой.

Не бойтесь примерить маску!

В последнее время мощный дух единства и свободы уже перестал витать над карнавалом в древнем городе: люди разделились на участников и зрителей. Исчезла атмосфера таинственности, поблекла загадочность и даже всеобщее безудержное веселье не приносит прежнего удовлетворения. Современный венецианский карнавал постепенно утрачивает свое первоначальное значение и превращается в чисто туристическое мероприятие. Теряется чувство всенародности и общности, ведь разделение на зрителей и исполнителей разрушает давнюю гармонию праздника. И вот его сутью становятся театрализованные шествия, где масок, к сожалению, все меньше, а вспышек фотоаппаратов и обычных любопытствующих обывателей все больше.

Действительно, среднестатистические европейские туристы, съезжающиеся на карнавал, предпочитают оставаться в стороне от участия в нем и выбирают для себя позицию наблюдателя за гротескным действом. А ведь так просто поддаться настроению веселых венецианцев, приобрести немыслимую по дизайну и яркости маску, примерить непривычный костюм и влиться в проходящую мимо процессию!

Именно непосредственное участие поможет ощутить настоящий свободный дух праздника, почувствовать, как в одно мгновение расступаются временные рамки, и дыхание старинных событий на миг касается щеки. Ведь все дело не в веселом настроении и ожидании чудес и зрелищ. Важно уловить особое мироощущение, вольность, общность с масками, утопичность и пережить единение с вечным и прекрасным, осознав вдруг, что прошлое, настоящее и будущее неразделимы.

Поэтому не бойтесь примерить маску! Правда, выбор этого карнавального символа и соответствующего костюма повлечет за собой немалые затраты, ведь традиционные наряды имеют очень хорошее качество. Они отшиваются из парчи или бархата и часто украшаются натуральным мехом. Но разве можно сравнить потраченные деньги с теми непередаваемыми по яркости и силе эмоциями, которые обрушиваются на человека, как только он становится «своим» среди масок? Мир меняется, если смотреть на него сквозь загадочные прорези для глаз, скрыв свою истинную суть за гротескной личиной.

Кстати, участие в ежегодно украшающем Венецию карнавале предусматривает неукоснительное соблюдение правил. Без них костюмированное действо утрачивает свою тайну. Поэтому, облачившись в наряд, не разговаривайте, а общайтесь с окружающими при помощи жестов. Знакомство заключается во вручении визиток. И не забудьте перекусить, ведь в маске вам вряд ли удастся побаловать себя бокалом вина или традиционными пончиками.

Но любой праздник, даже самый прекрасный, подходит к концу. Отгремели яркие фейерверки, участники неохотно снимают с усталых лиц гротескные маски, постепенно сливаясь с толпой зрителей… И вот уже соломенное чучело полыхает языками пламени, освещая площадь Сан-Марко, а призрачно-хрупкая Венеция, словно вечно-молодая танцовщица, застывшая в немыслимом па, отражается в зеркальной оправе вод в ожидании нового карнавала…