Бразильский карнавал – праздник non stop

бразильский карнавал

Содержание:

Что только не делают люди в попытке убежать от серости повседневной жизни! Кто-то отправляется в путешествие по экзотическим странам, кто-то осваивает экстремальные виды спорта. Однако, такие занятия, возможно, не каждому доступны по разным причинам. И совсем отчаявшиеся, пожав плечами, укладываются на диван перед «голубым экраном» телевизора, пытаясь уйти с головой в созерцание чужого веселья. Не очень привлекательная перспектива, не правда ли? А почему бы не попробовать принять участие в каком-либо празднике или карнавальном шествии? Выбор зависит от времени года, и он огромен в масштабах планеты.

Пожалуй, самым богатым на многочисленные праздники и карнавалы можно считать февраль. В конце февраля-начале марта по всему миру прокатывается волна карнавалов. Тут вам и венецианский карнавал с великолепными масками, больше похожими на произведения искусства, и карнавал в Дюссельдорфе, кстати – самый продолжительный в мире, со своими чудачествами и шуточными шествиям. И гоанский карнавал, с трехдневным правлением короля Мома. И карнавал Марди Гра – вожделенная мечта гурманов и гедонистов всего мира. Но самым ярким и самым сумасшедшим с полным правом можно назвать бразильский карнавал. Экзотическая смесь из европейской изысканности и первобытной страсти народов Африки, покоряющая и заражающая своим весельем.

история бразильского карнавала

Моменты истории

По сей день не затихают горячие споры о том, откуда же берет свое начало бразильский карнавал. Многие уверены, что началом послужили знаменитые в свое время в Португалии «потешные шествия». В эти дни было принято подшучивать друг над другом, обливать прохожих водой, «обстреливать» шариками с краской, яйцами, бобами и мукой. Девушки с балконов домов метили импровизированными снарядами прямо в головы понравившихся им парней. Причем «жертва» точного попадания не обижалась, наоборот – это воспринималось как своеобразное заигрывание и флирт. И могло послужить основой для более близкого знакомства.

Есть мнение, что основой карнавала послужили языческие пляски, когда красочные процессии проходили по улицам больших и маленьких городов. Кстати, традиция украшать себя яркими перьями берет свое начало именно в этих плясках.

Конечно, церковь осуждала элементы язычества, присущие таким народным гуляниям, но со временем, как в случае с русской масленицей, даже приурочила эти гуляния к последним дням перед Великим постом.

Но бразильцы не были бы бразильцами, если бы не внесли в карнавал присущие только этой стране нюансы. История бразильского карнавала в том виде, в котором он ежегодно предстает перед многочисленными участниками и гостями, ведет свое начало с 1916 года, когда специально для праздничного шествия была написана первая самба, ставшая главным атрибутом карнавала. Уже в 1928 году появились первые школы самбы. А ровно через четыре года бразильский карнавал стал местом соревнования всех этих школ. И не смотря на то, что карнавал в Бразилии достаточно молод, он с напором, присущим только темпераментным бразильцам, берет в плен и завоевывает многочисленные сердца настоящих ценителей праздников.

костюмы на бразильском карнавале

В экстазе зажигательного ритма

Рио-де-Жанейро – город-мечта Остапа Бендера. В дни карнавала его воздух как-то по-особенному наэлектризован. Кажется, что мелкие искры пробегают по коже, или в кровь впрыснули инъекцию адреналина. Еще секунда, и праздник упадет волной цунами, заставляя захлебываться всеобщим счастьем и весельем. В течение недели жизнь в Рио подчинена единому ритму – ритму самбы. На многочисленных улицах города нет места автомобилям и мотоциклам. Лишь полуобнаженные люди, танцующие прямо посреди многополосных дорог. Темпераментные бразильцы знают толк в веселии, не зря же в культуре этой страны замысловатым образом сплелись африканские, европейские и индейские традиции.

Целых пять дней многочисленные школы самбы соревнуются между собой в искусстве исполнения танцев, красочности костюмов и оформлении специальных платформ. Центр Рио, авенида Маркиза Сапукаи, где расположен самбадром – аллея шириной тринадцать метров и протяженностью семьсот метров, превращается в театр под открытым небом. Эту аллею спроектировали в 1984 году специально для проведения карнавалов. Сердца семидесяти тысяч зрителей, размещающихся на трибунах, бьются в едином ритме. Знаменитые школы самбы должны показать свое умение во всей красе. За строго определенное время они должны пройти по самбадрому, исполняя танцевальные па. В выступлении принимают участие несколько тысяч человек одновременно. Кстати, карнавал в Рио-де-Жанейро – явление демократичное, и тут не имеет значения, в каком районе города располагается школа самбы. Это может быть школа из престижного района – Grande Rio или из фавел – Rocinha; у всех есть возможность стать лучшими из лучших.

Официальная часть карнавала начинается с передачи символических ключей от города «королю карнавала». Его наделяют символическим правом издавать и отменять любые законы на протяжении всего времени проведения карнавала. Впрочем, главный закон этих дней звучит достаточно однозначно – всем веселиться! И ему с энтузиазмом подчиняются как коренные жители, так и многочисленные туристы, приехавшие специально для того, чтобы посмотреть на это костюмированное соревнование танцоров. А самые смелые решаются присоединиться. Заплатив всего 600 долларов, любой может стать частью процессии одной из школ самбы.

Пик карнавала приходится на воскресенье и понедельник, когда место на самбадроме занимают платформы, представляющие высшую лигу, – четырнадцать лучших школ Бразилии. Звучит гимн бразильского карнавала – марш «Расправь крылья», написанный еще в 1899 году композитором Шкинья Гонзаго. И начинается невидимое стороннему глазу соревнование. Почему невидимое? Все очень просто: глядя на это зажигательное действо, на прекрасные и гипнотизирующие движения танцоров, невозможно поверить, что каждое движение, каждая улыбка и каждый взгляд репетировались в течение года. Строгое жюри, следящее за карнавальным шествием, внимательно следит за малейшей неточностью в рисунке танца. Просвет в колонне шествующих или провисание в сюжетной линии могут привести к тому, что драгоценные баллы будут сняты, а танцевальная школа в следующем году будет вынуждена искать новых спонсоров.

бразильский карнавал в рио

Перья и стразы, или шедевр на одну ночь

Несомненно, при упоминании словосочетания «бразильский карнавал» в сознании четко вырисовывается фантастический костюм, состоящий из перьев и небольших лоскутков материи, украшенных стразами и блесками. Ведь главная его задача – подчеркнуть прекрасное, хорошо натренированное тело танцора, выделить его в толпе и обозначить главную тему праздника. Таким образом, костюмы на бразильском карнавале становятся полноправными участниками праздника.

Ежегодно каждая из сотен школ самбы называет тему, или «enredo» по-португальски, на которой основывается композиция танца. А значит, и оформление танцевальной платформы и карнавальных костюмов должно в точности соответствовать и раскрывать обозначенную тему.

Шикарные, расшитые вручную стеклярусом, бисером и ракушками, костюмы стоят огромных денег. Дизайнеры специально разрабатывают дизайн карнавального наряда, стараясь перещеголять друг друга. Ведь это и их соревнование.

Каждый узор, каждый аксессуар карнавального костюма имеет свое значение. И это неспроста, так как традиция носить на себе высокие головные уборы, украшенные перьями, пришли в Бразилию из Африки. Каждый такой головной убор – говорящий, то есть несущий определенный смысл. Так же, как и вышивка, доставшаяся в наследство от племен индейцев. Весят такие костюмы подчас очень много, до пятидесяти килограммов, а хрупкой девушке стоящей на платформе, нужно еще и танцевать, причем так, чтобы ни один зритель не заметил напряжения. А поэтому удобство костюма становится одним из основных критериев.

Иногда частью карнавального костюма может стать боди-арт. Власти Рио-де-Жанейро запретили танцорам выступать обнаженными, но зажигательную самбу удобнее всего танцевать в минимуме одежды. И чтобы не нарушать законы, но при этом не сковывать красивые тела многочисленными одеждами, танцоры прибегают к ухищрениям и наносят на тела «ритуальные» рисунки.

Как ни странно, но эти маленькие и не очень (высота некоторых костюмов достигает пяти метров) шедевры не хранят после карнавала в качестве реквизита, который может пригодиться в каком-нибудь спектакле. Их просто-напросто…выбрасывают. Несмотря на то, что многие участники продают машины, чтобы сшить себе достойный карнавальный костюм. И это связано совсем не с трудностями складирования. Как и многое другое, у бразильцев это действие несет в себе глубокий символический смысл. Так как карнавал в Бразилии предшествует Великому посту, прощание с костюмами означает прощание со всем плотским и низменным, так называемое прощание с плотью. Хотя некоторые костюмы все же удостаиваются чести быть сохраненными. Чаще всего это костюмы-победители. Их хранят в специальных помещениях. И надевают на различные шоу и фееричные мероприятия.


В ожидании рассвета

Выдержать ночь танцев, песен, даже простого размахивания руками – не так просто. Зашкаливают эмоции, разбегаются глаза, просто невозможно определиться, куда же смотреть: на самбадром, где происходит основное действо, или на трибуны, где не менее зажигательно выплясывают зрители. Иногда их танцы могут соперничать с танцевальными па профессионалов. Бразильский карнавал заканчивается на рассвете. И с первыми лучами солнца обессиленные, но, несомненно, получившие настоящее ощущение праздника зрители на белоснежных автобусах покидают самбадром. Каждый из них увозит с собой ни с чем несравнимый заряд позитивных эмоций. И кусочек настоящей бразильской страсти.

Загрузка ...