Содержание:
- Внешний вид и режимы работы АКПП
- Когда и как нужно включать режимы работы АКПП
- Учимся правильно останавливаться
- Ручной тормоз и его функции в автомобилях с АКПП
- Чего не любит коробка-автомат
На мировом автомобильном рынке в одинаковой степени широко представлены транспортные средства, оборудованные как механической (МКПП), так и автоматической (АКПП) коробкой передач. И нельзя сказать, что один из этих вариантов трансмиссии имеет какие-то особые преимущества перед другим. Просто у каждого из них есть свои определенные достоинства и недостатки. Поэтому окончательный выбор варианта управления автомобилем, бесспорно, принадлежит вам, как будущей или действительной владелице транспортного средства. Ведь несмотря ни на какие рекомендации и советы, именно вы определяете сумму, с которой готовы расстаться ради приобретения авто, знаете свой стиль вождения, а также отлично представляете, в каких условиях машине предстоит ездить.
Если обобщить мнения специалистов и опытных водителей, то коробка-автомат больше подходит для новичков, которым только предстоит получить права, и для людей, предпочитающих спокойную манеру езды в условиях современного мегаполиса. А вот любителям острых ощущений и драйва с большим стажем управления автомобилем лучше остановить свой выбор на машине с механической коробкой передач.
Однозначно можно сказать, что к преимуществам коробки-автомат относятся:
- простота управления автомобилем;
- быстрое обучение новичков азам вождения;
- возможность максимум внимания уделять дороге;
- отсутствие перегрузок двигателя транспортного средства.
А к основным недостаткам следует отнести большую, по сравнению с механической коробкой, стоимость автомобиля, сложность обслуживания и довольно дорогой ремонт. А также, по словам самих водителей, машины с автоматической трансмиссией не признают экстремальных условий вождения.
Поэтому, если вы еще не определились с выбором автомобиля, задумайтесь, как именно будете его эксплуатировать и много ли средств предполагаете тратить на его обслуживание. А вот о том, как же правильно управлять автомобилем, который имеет автоматическую коробку передач (трансмиссию), чтобы реже его ремонтировать, расскажем дальше.
Внешний вид и режимы работы АКПП
Там, где у авто с МКПП вы привыкли видеть рычаг, при помощи которого водитель переключает скорости, в машине с автоматической трансмиссией установлен небольшой рычажок с кнопкой — так называемый селектор выбора режимов. Это не означает, что понятие переключения передач здесь отсутствует вовсе — нет, просто эта функция целиком и полностью принадлежит электронной системе управления, то есть компьютеру.
На видимой части блока коробки-автомат латинскими буквами обозначены режимы ее работы, например:
- «Р» обозначает режим парковки, его можно сравнить с затянутым в механике ручным тормозом. Он блокирует колеса авто и включается при запуске и глушении мотора. Ни в коем случае во время движения автомобиля нельзя включать режим “Р” — это выведет из строя коробку.
- «R» обозначает режим заднего хода, так называемый реверс. Его также следует включать, лишь когда авто полностью остановлено.
- «N» обозначает тот же режим, которому в авто на механике отвечает нейтральная передача. В случае буксировки вашего транспортного средства именно в таком положении должен находиться рычаг АКПП, когда независимое от двигателя свободное вращение колес позволяет перемещать сам автомобиль.
- «D» обозначает режим движения (от английского слова “драйв”). Излишне говорить о том, что это положение рычага позволит машине двигаться вперед, а сам процесс переключения передач будет автоматическим, в зависимости от условий езды. Если автомобиль будет стоять под гору, то этот режим не позволит ему скатиться назад (конечно, если горка не крутая).
Помимо основных положений рычага коробки-автомат, есть также и дополнительные. В частности, речь пойдет о зимнем режиме. В зависимости от марки автомобиля, он может быть обозначен в нескольких вариантах, например: «*», «HOLD», «W», «SNOW». Такая специальная программа для езды в условиях зимы, когда дорожное покрытие зачастую скользкое, призвана исключить пробуксовку в момент, когда автомобиль начинает трогаться с места, и при переключении передач. В зимнем режиме ваше транспортное средство свое движение начинает сразу со второй передачи, а дальнейшее их переключение осуществляется на меньших оборотах, что способствует снижению вероятности как легкого, так и неуправляемого заносов. Использование зимнего режима в летнее время не допускается, поскольку это оказывает большую нагрузку на коробку-автомат, она перегревается и ее износ увеличивается.
Когда и как нужно включать режимы работы АКПП
Перед тем как передвинуть рычаг коробки передач в то или иное положение, следует завести двигатель автомобиля, выжать тормоз и нажать расположенную на самом рычаге кнопку (сбоку, спереди или сверху). Необходимая вам передача включается через одну-две секунды после того, как был выбран режим. При этом, если вы замечали, мотор звучит более глухо.
Помните, что за обе педали отвечает только правая нога, левая не участвует в процессе. Конечно, в ряде случаев режимы переключаются и без необходимости выжимать тормоз или нажимать на кнопку. Это происходит, когда автомобиль уже едет.
Чтобы автомобиль пришел в движение, следует отпустить педаль тормоза. Если рычаг коробки установлен в положение “D”, машина поедет вперед, если был выбран режим “R” — назад. “Нейтрал” позволяет авто просто стоять на месте или катиться под уклон — не стоит забывать об этом и не отпускать тормоз без необходимости. Получается, что вне зависимости от того, нажмете ли вы на педаль газа или нет, в режимах движения и заднего хода двигатель все равно как бы подталкивает машину.
Характеристика и качество езды на автомобиле, имеющем коробку-автомат, зависит от того, как именно вы будете давить на педаль газа. Плавные нажатия обеспечат разгон без рывков и неторопливое переключение передач. Если есть необходимость ускориться, не бойтесь прибавлять газ, нажимая на педаль до упора. Тем самым вы как бы даете команды автоматической коробке — интенсивнее, быстрее, мощнее. Знайте, что в этом случае двигатель вначале войдет режим кик-даун, попросту говоря, АКПП перейдет на более низкую передачу, и лишь после этого машина станет разгоняться. Такая секундная задержка между нажатием на газ и реальным набором оборотов при неторопливой езде несущественна, а вот при обгоне, когда на счету бывают доли секунды, может привести к плачевным результатам. Именно поэтому любители экстрим-езды чаще всего выбирают транспортное средство с механической трансмиссией.
Учимся правильно останавливаться
Нет ничего проще, чем осуществление остановки автомобиля, имеющего автоматическую коробку передач. Для этого нужно просто нажать на тормоз. Но здесь возникают вопрос о том, нужно ли переводить с режима «D» в другое положение рычаг коробки передач. И вот как следует поступать:
- переключать, если остановка длительная (более полуминуты);
- не переключать, если она кратковременна, например, перед светофором.
Что это дает? В первом случае экономится топливо, ведь двигателю не придется толкать находящееся на тормозе авто. Рычаг можно перевести в положение “N”, при этом все-таки удерживать педаль тормоза, или включить режим “P”, давая отдых ноге. Второй вариант продлит срок службы недешевых механизмов коробки.
Если вы медленно движетесь в пробке, постоянно то трогаясь с места, то останавливаясь, рычаг коробки передач переведите в положение “N”, ведь именно с него и обратно, в режим “D”, автомобиль перейдет автоматически, без дополнительных нажатий.
Ручной тормоз и его функции в автомобилях с АКПП
По сведениям владельцев авто с коробкой-автомат, ручным (стояночным) тормозом они практически не пользуются. Хотя в правилах эксплуатации есть пункт, который призывает водителей все же не доверять полностью парковочному режиму и применять ручник. Есть ли в этом рациональное зерно и так ли уж необходимо частое использование стояночного тормоза, ответить трудно, поскольку у владельцев авто с АКПП отсутствует привычка проверять его положение перед тем, как начать движение. И если ручник все же был задействован и забыт, то водитель частенько оказывается в недоумении, не обратив вовремя внимание на сигнал панели приборов.
Но стоит все-таки отдельно следует отметить случаи, когда ручной тормоз просто необходим, например:
- остановка автомобиля с работающим двигателем, особенно, когда у водителя возникает необходимость покинуть салон;
- надежная фиксация положения авто (при замене колес и так далее.);
- остановка на крутом склоне, перед переходом в режим паркинга (иначе рычаг из положения “Р” придется переводить с большим усилием).
В любом случае постарайтесь не забывать проверять положение ручника — это избавит вас от дополнительных хлопот с автомобилем.
Чего не любит коробка-автомат
Нагрузка и серьезная скорость — враги холодной АКПП. В зимнее время, предварительно прогревая двигатель, вы одновременно подготавливаете к езде и коробку передач. Летом этого не происходит, поэтому не спешите ускоряться на первых же нескольких километрах — дайте время на то, чтобы масло достигло необходимой температуры. Зимой можно, так сказать, разогнать масло в коробке, передвигая рычаг в разные положения и чуть-чуть задерживаясь в каждом из них.
Владельцам автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, важно избегать езды по бездорожью, поскольку такой тип коробки не выносит пробуксовки колес. Если все-таки машина застряла, постарайтесь вернуться по своей же колее назад. Главное — не пытаться выехать в режиме “D”: для этого существуют режимы низких скоростей, которые отмечены символами «L» или «1» и являются аналогом первой передачи в авто с МКПП.
С буксировкой тяжелых прицепов или другого автомобиля при помощи вашего также лучше не экспериментировать, так как коробка-автомат при больших нагрузках имеет свойство перегреваться, а это, в свою очередь, приводит к досрочному износу ее механизмов.
Определенную сложность для транспортного средства с автоматической трансмиссией представляет и его собственное буксирование. Это допускается лишь в случае крайней необходимости и в строгом соответствии правилам эксплуатации именно той коробки-автомат, которой оборудовано ваше авто. Важно не допустить перегрева, поэтому расстояние буксировки не должно превышать 50 км. Помните, что некоторые транспортные средства имеют такую АКПП, которая вообще запрещает их перемещение при помощи буксировочного троса.
Вот, оказывается, сколько нюансов таит в себе коробка-автомат. Однако факт в том, что в условиях мегаполиса с его постоянными пробками и светофорами молодому водителю, конечно же, проще будет научиться управлять автомобилем именно с АКПП. Да и многие опытные автолюбители в последнее время с удовольствием пересаживаются на транспортные средства именно с таким видом коробки переключения передач, поскольку это позволяет сделать езду в городских условиях наиболее комфортной.
http://www.youtube.com/watch?v=HbLPOBHfOI4
Вообще, для того чтобы как можно реже становиться клиентом разного рода сервисных мастерских и заглядывать туда лишь с целью плановой диагностики или ТО, стоит особое внимание уделить именно стилю управления автомобилем, оборудованным автоматической коробкой передач. Плавные ускорения и замедления намного предпочтительней, чем резкие нажатия на педали газа и тормоза. Это позволяет сделать расход топлива более экономным не только в режиме езды за пределами города, но и в его черте. Чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и окружающим, не стоит забывать о тех пресловутых двух-трех секундах задержки между нажатием на газ и переключением передачи в АКПП, поэтому обгонные маневры следует выполнять продуманно, без лихачества.
К вопросу эксплуатации также следует подходить разумно, ведь стоимость новой автоматической коробки передач или ремонта сломанной очень высока. Однако правильный стиль езды в приемлемых для этого условиях обеспечат исправность этого важного комфортной езды оборудования.