Jlady.ru

Японский пэчворк – изящное искусство лоскутного шитья

Содержание:

Лоскутное шитье считается интернациональным видом рукоделия. Мозаику из лоскутков ткани складывали в странах Древнего Востока, невероятно популярным было лоскутное шитье и в старой России, использовали эту технику и в Европе. И хотя официальной родиной пэчворка называют Англию, в мире лоскутного шитья известен еще и японский пэчворк. Чем же этот вид лоскутного шитья так примечателен, и какова его история? Давайте разберемся.

Из истории японского лоскутного шитья

Изначально лоскутное шитье в чистом виде в Японии не использовалось. Правда, в некоторых японских монастырях для монахов шили теплые стеганые куртки из квадратных лоскутов, символизирующих рисовые поля. В основном японское лоскутное шитье существовало в виде стёжки. Кстати, такое шитье имело особый смысл: Специальные стежки (вперед иголкой) соединяли несколько слоев ткани внахлест. На старые ткани накладывали новые и таким образом добивались экономии материала для одежды. В результате получали характерные для японского шитья геометрические узоры.

В то же время традиционные японские подушечки «футон» шили как раз в лоскутной технике. Опять-таки, все делалось в целях экономии. Футон был достаточно дорогой постельной принадлежностью. Иметь такие подушки-матрасы могли позволить себе только состоятельные японцы, а пользовались ими настолько долго, что ткань протиралась. Тогда потертые места на футонах закрывали новыми лоскутами ткани, а сами подушечки начинали выглядеть как новые.

Возникновение настоящего лоскутного шитья в Японии обязано тем же обстоятельствам, что и появление пэчворка в Англии. Когда политики ограничили (а в некоторых местностях и запретили) импорт китайских тканей, текстиль стал страшным дефицитом. Но для самой Японии, конечно, такая политика имела благоприятные последствия: в стране началось производство собственных тканей. Однако традиция экономного расхода тканей уже прочно вошла в быт японцев. Лоскутными делали не только футоны, из лоскутов старых кимоно шили новые одежды, которые назывались комоно. А вместе с этим возник новый вид текстильного рукоделия кинусайга (пэчворк без иголки).

Особенность этого рукоделия заключалась в своеобразном сочетании живописи и работы с тканью. С помощью тщательно подобранных шелковых лоскутов и деревянных дощечек рисовали настоящие живописные картины. Для этого рисунок или сюжет будущего полотна переносили на дерево, по контуру рисунка прорезали борозды, а лоскутами, как красками, покрывали отдельные элементы рисунка, заправляя края лоскутов в прорезанные борозды. Правда, данный вид рукоделия преследовал не прикладные, а исключительно творческие цели.


Особенности японского пэчворка

Для дилетанта в лоскутном шитье пэчворк из Японии ничем не отличается от традиционного английского шитья. Однако эта диковинная техника имеет свои особенности и свои отличительные черты:

Итак, характерными особенностями японского пэчворка можно назвать сочетание стёжки с лоскутным шитьем, использование преимущественно шелковых тканей и узоров в виде цветов и геометрических орнаментов.

Стёжка сашико

Традиционность стёжки в японском пэчворке имеет свои исторические корни. Изначально стёжку использовали для шитья многослойных теплых одеял и одежды. Потом вдруг неожиданно выяснилось, что стеганая одежда успешно выступает в роли военных доспехов. Что ж, стеганые доспехи стали неотъемлемым предметом амуниции японских воинов: такие «бронежилеты» отлично защищали от скользящего удара меча и стрелы. Справедливости ради надо заметить, что стеганые доспехи носили не только японские воины, но и солдаты Китая, Кореи и Индии.

Стёжка в японском пэчворке отличается и техникой. Традиционно для японских квилтов используется техника сашико с тонкими пунктирными линиями стежка. Причем такая стёжка совсем не обязательно должна быть прямолинейной. Узоры допустимы любые: геометрические, криволинейные, растительные и абстрактные. Стёжка может выполняться контрастной нитью по однотонной ткани, может дополнить аппликацию или добавить рельефности лоскутному полотну. Главное условие – равная длина стежков, исключительная аккуратность работы и лаконичность рисунка.

Шитье йосегире

Лоскутное шитье в Японии тоже было наделено особым смыслом. Продление жизни старых тканей считалось упражнением духа, а лоскутные одеяния дарились в знак пожелания долгих лет жизни. Кроме того, история японского пэчворка тесно связана с религией синто, которая наделяла душой все одушевленные и неодушевленные вещи. Ткани и одежда в Японии всегда считались особой ценностью, выступали в роли награды за хорошую службу и даже в роли денег. А для японок дорогой шелк значил то же самое, что и драгоценные украшения для жительниц Европы.

В связи с запретом на ношение одежды из дорогих тканей представителями торгового сословия была изобретена новая мода, называемая «скрытая элегантность». В соответствии с законами этой моды дорогую одежду прятали под другой (более скромной) или использовали для ее пошива не целые отрезы, а лоскуты. Данный вид шитья и получил название йосегире (сшивание кусочков).

Это шитье вошло в моду не только как возможность продлить жизнь ткани, но и стало национальным декоративно-прикладным искусством. Лоскуты складывались в узоры сначала случайно, а затем и целенаправленно. Потом эти узоры стали дополняться аппликацией, затем перешли в искусство росписи фарфора, а потом соединились с вышивкой сашико, превратившись в японское лоскутное шитье.

Что примечательно. Модный крэйзи-пэчворк – это европейская интерпретация японского лоскутного шитья: японские ткани сотканы так искусно, что кажутся украшенными богатой вышивкой. Когда в конце девятнадцатого века на выставке японской культуры в Филадельфии были представлены ширмы, изготовленные из парчовых лоскутов, многие дамы решили, что кусочки шелковой ткани вышиты. Эта идея и была заимствованная для изготовления крэйзи-квилтов, которые начали декорировать вышивкой.


Ручная работа

Настоящей уникальной особенностью японского пэчворка остается ручная работа. Большинство японок не пользуются швейными машинками, потому что привыкли делать всё «по-настоящему». А что может быть более настоящим, чем ручная работа? Именно поэтому традиционные японские квилты собираются, сшиваются и простегиваются исключительно вручную.

Кроме того в Японии сохраняется популярность «ресайклинга» – перешивания старых вещей в новые. И именно этот прием остается частью японского лоскутного шитья. Вообще японский пэчворк входит в категорию изящных искусств: нет в нем простоты английского лоскутного шитья, грубоватости американского квилтинга или безбашенности крэйзи-пэчворка.

Изящный рисунок, тонкая работа, легкие ткани и ручное исполнение отличают этот вид лоскутного шитья от всех подобных техник. Здесь японцы тоже сумели отличиться, научившись создавать нечто возвышенное из совершенно обыденного и приземленного. Удивительная страна и удивительная культура!