Часто говорят о том, что чувства нельзя по – настоящему выразить посредством слова. При этом ссылаются на встречающиеся в произведениях художественной литературы, в жизненной практике выражения такого рода: «Я не могу передать, какое чувство я испытывал, когда расстался со своим родным домом, я не могу передать весь трепет и волнение, которые меня охватили, когда я его (ее) увидел» и т. д.
Свое знаменитое, вызвавшее столько догадок «Письмо к бессмертной возлюбленной» Бетховен заканчивал так: «Теперь скорее от внешнего к внутреннему. Мы, правда, увидимся скоро, и сегодня я не могу тебе сообщить моих замечаний о моей жизни, сделанных в течение последних нескольких дней,если б наши сердца всегда были бы тесно прижаты друг к другу, я бы их не делал. Говорят ли эти высказывания о том, что действительно чувство нельзя передать в словах, или же лишь о том, что иногда это является затруднительным? Речь идет о последнем.
Чувства, которые испытывают люди, возникают в процессе общения, в процессе совместной деятельности людей в самых различных областях жизни. Люди выражают посредством языка свои чувства, передают их другим людям, а также узнают об эмоциональном мире тех, с кем они общаются.
Говоря о чувствах и языке, надо различать два вопроса. Один —заключается в том, какое значение язык, слово имеют для выявления наших чувств. И другой —состоит в том, какое значение имеет язык для передачи наших чувств другим людям, чтобы они их поняли.
Мы можем встретиться со случаями, когда ребенок, подросток, юноша, девушка испытывают по отношению к существу другого пола или к старшему товарищу чувство, которое они недостаточно осознают. Как часто другие люди (члены семьи, воспитатели, друзья и т. п.), наблюдая за поведением, действиями или высказываниями ребенка, подростка, устанавливают значительно раньше его самого характер того чувства, которое он испытывает.
И вот процесс осознания чувства непременно предполагает его обозначение, называние его соответствующим словом. Только в этом случае испытываемое чувство может быть осознано. Нет сомнения в том, что самый факт называния, отнесения смутного, еще неясного переживания к определенной категории чувств меняет в некоторой мере для самого человека это чувство, так как он на основании имеющегося у него знания о чувствах людей его соответствующим образом осмысливает.
У него появляется к этому чувству известное отношение —он радуется ему, оно внушает ему беспокойство и т. д. Когда, например, подросток осознает, что он влюблен, то это приводит к известному сдвигу в его эмоциональной жизни и поведении. У него появляется нечто новое и в отношении к объекту его чувства; он начинает смотреть на него новыми глазами, по – новому понимать сложившиеся между ними отношения. В его поведении может появиться стеснительность, застенчивость или, наоборот, нарочитая грубоватость и т. п., которых ранее не было.
Испытываемое чувство может быть обозначено человеком более суммарно и более тонко, в зависимости от того опыта, знания эмоционального мира людей, почерпнутого из жизни и произведений художественной литературы.
Сам факт называния чувства, обозначения его фиксирует для человека те особенности и качества чувства, которые ему присущи. Дифференциация человеком своих чувств осуществляется при помощи слова и иными средствами осуществлена быть не может. Характер точности этой дифференциации определяется точностью и адекватностью тех слов, которыми пользуется для этой задачи человек.
Слово неотделимо от испытываемого человеком чувства потому, что дает возможность ему осмыслить само содержание и черты этого чувства.
Перейдем к вопросу о том, какое значение имеет язык для передачи наших чувств другим людям. Если мы хотим рассказать другим о тех чувствах, которые мы испытываем, то мы должны для этого прибегнуть к слову. Это не значит, что для другого человека наше чувство станет ясным лишь оттого, что мы сами о нем ему расскажем. Он будет судить о наших чувствах не на основании одних лишь слов, а на основании сопоставления слов с нашими реальными действиями и поступками. И это определит для него, в какой мере наши слова являются верными и передающими действительное положение вещей.
Но вместе с тем без слов, обозначающих соответствующие чувства, их особенности и черты, люди не могут рассказать о них. Так, слова человека «я взволнован», «я опечален», «я влюблен», «я стыжусь» могут хорошо передать те чувства, которые он в данный момент испытывает.
Справедливо говорит М. И. Калинин: «Самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах».
Возможность фиксации чувств средствами языка чрезвычайно велика. Это не значит, что точное называние осуществляется легко. Надо уметь найти нужные для этого слова. Иногда это вызывает затруднения. Помогают этому те огромные возможности, которые заключены в самом языке. Изменение распорядка слов —инверсия —служит существенным средством для этой цели, равно как и пользование междометиями, словами, с которыми связан определенный эмоциональный смысл, пользование суффиксами, которые придают словам ласкательный или какой – либо другой оттенок, и т. д.
Есть отчетливое различие в характере пользования языком для фиксации научных понятий и для фиксации чувств. Полнота конкретного чувства наиболее адекватно выявляется не в понятиях, как это свойственно мыслям, а в образах. Этим языком образов в совершенстве пользуется искусство. Именно потому, что искусство пользуется образными средствами, оно передает с такой силой и содержательностью чувства человека и оказывает такое сильное эмоциональное воздействие на людей.
Богатство лирической поэзии наилучшим образом свидетельствует о том, что самые неуловимые порывы души человека, самые тонкие стороны его чувств, самые интимные его переживания могут быть раскрыты в соответствующих словесных образах, в системе поэтических выражений.
Речь шла пока о том, каковы средства языка, служащие для передачи чувств, их содержания, особенностей их переживания другим людям. Но нами не была отмечена еще одна сторона слова, а именно —то необычайное богатство для передачи чувств, которое заключено в выразительности человеческой речи, в пользовании живым словом в процессе общения людей. Фонетическая сторона речи, интонация, темп, в котором произносятся слова, ударение, выделяющее нужное слово, повышение и понижение голоса, характер и длительность пауз, тембровая окраска слов и т. п.все это служит тому, чтобы передать в словах наши чувства. Это уже новый и большой вопрос, который будет нами подробно освещен в следующий раз.
Наряду с художественной прозаической и поэтической речью, передающей нюансы и оттенки человеческих чувств, в процессе исторического развития человечества были созданы еще и другие средства для передачи чувств. Таким средством является портретная живопись. . Н. Крамской писал: «Всякий неглупый человек… очень хорошо знает, что есть вещи, которые слово выразить решительно не может. Он знает, что выражение лица именно приходит на выручку в такое время, иначе живопись не имела бы места. Если бы все можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?». Одним из наиболее сильных средств передачи чувств является музыка. Музыка, с одной стороны, передает особенности чувств и настроений, а с другой стороны, своим содержанием порождает соответствующие чувства у слушающих.
«Несравненно менее пластичная, менее определенная, чем поэзия словесная, несравненно более туманная, расплывчатая в своих очертаниях, менее точная, менее осязательная, но, с другой стороны, менее отвлеченная, менее рассудочная, менее символическая —музыка может выразить целый мир чувств и идей без посредства слова».